Протоиерей Иоанн Журавский

А механическое занятие молитвой есть один из путей, приводящих к этому вдохновению, к этой песне.

Горячие мысли горячих Отцов согревали мое намерение подтолкнуть ближе к этому божественному вдохновению, к этому Огню - тех, кто около Него застывает. И если не умом, то чувством воспринять от Него согревание.

И если мне удалось хоть слегка возбудить в читающем это чувство - буду считать, что труд мой был не напрасен, в чьей-то душе родится радостная песнь "О Боге Спасе моем".

А это и будет началом вдохновения благодатного, началом молитвы внутренней, началом песни сердца к Богу. И тогда сердце вдохновенно воспоет этому Дивному Богу, Великому и Живому, вечно живущему и бесконечно близкому к сиротливой душе человеческой, которую Он тепло согревает Свое потрясающей теплотой Божественной - воспоет Ему гимн славословия вечного.

Эта книга написана не для всех, а только для избранных, она написана для моих духовных о Господе друзей, для искателей "умной красоты", для тех, кто с болезнующим сердцем прошел через всю жизнь с устремленным исканием "Умной Потери" - своей души.

Эта книга - духовный синтез моей жизни. Синтез, родившийся в процессе моего сложного религиозного опыта. А сам синтез - есть квинтэссенция всей Православной аскезы, очень сложной и туманной для мудрствующего разума и очень простой и ясной - для верующего сердца.

Путь сердца и привел меня к этому спасительному синтезу:

к внутреннему познанию "Умной Красоты" и к обретению пути, ведущему к Ней.

ГЛАВА 1

ТАЙНЫ ЦАРСТВИЯ БОЖИЯ - ТОЛЬКО ВЕРОЮ ПРОЗРЕВШИМ

"Вам дано знать Тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах". (Мк. Ч, 11)

Евангелие - внутренняя, Божественная Тайна и воспринимается эта Тайна внутренним, живым чувством сердца. Это живое, внутреннее чувство сердца и есть благодатная опытная вера. Без этого благодатного опытного восприятия Евангелие - в лучшем случае - Божественная "притча", новая христианская мораль, и то лишь до Гефсимании. Такое восприятие внешнего Евангелия бывает не прочно: до первого испытания кричат Ему: "Осанна", а когда бывает потрясение внешней веры, внешнего поклонения, тогда кричат: "распни, распни Его!" или уходят в темную ночь.

Только внутреннее, сердечное восприятие раскрывает Тайны Евангелия и привлекает сердце к нему неотторжимо.

"В меру жития бывает восприятие истины" - сказал великий наставник умного монашества - св. Исаак Сирский.

В меру внутреннего очищения раскрывается Евангелие. Сердце очищается внутренним подвигом покаяния. Очищенным сердцем воспринимается Евангелие. Потому Господь и сказал Свое первое слово грешному и неверному миру:

"Покайтесь и веруйте в Евангелие".

Первая заповедь Нового Завета - Покаяние. Без покаяния Евангелие, благодатная жизнь - недостижимы. Только покаянием грешная душа входит в новую, благодатную жизнь. Покаянием душа обретает благодатную веру: в труде очищения сердца оживают внутренние чувства, которыми душа и воспринимает внутреннюю духовную жизнь, воспринимает Евангелие. А это и есть благодатная вера.