Преподобный Ефрем Сирин-Толкование на книгу -пророчества Михея-Глава 1 -(2) Слышите людие вси. Пророк обращает речь

Преподобный Ефрем Сирин

Толкование на книгу

пророчества Михея

Глава 1

(2) Слышите людие вси. Пророк обращает речь к коленам израильским. Земле, и вси, иже на ней, то есть земля израильская, которая дана сынам израилевым, и за нечестие их скоро будет отнята у них.

(3) Понеже се Господь исходит от места Своего, то есть из Иерусалима, и наступит на высоты земныя, то есть, на высокомерие гордой Самарии. Вполне же исполнено сие Господом нашим, Который, не отступая от места Своего - (потому что наполняет небо и землю), - из страны небесной пришел в мир наш и соделался человеком, по действию Св. Духа восприяв плоть от святой Девы Марии, и в восприятом Им теле человеческими стопами попирал высоты земные, скача на горы и прескача на холмы (Песн.2:8).

(4) И растают горы под Ним, то есть князи самарийские. А в другом смысле означаются сим диавол и силы его. Ибо, ощутив пришествие Сына Божия, диавол как бы растает, и прекратится его владычество, простиравшееся на все. И юдоли, то есть жители Самарии, распадутся. Или, под именем юдолей Пророк разумеет покрытые мраком умы языческих народов, в которых преимущественно действовал диавол. Сии юдоли раскрылись и обнажились, когда явился Христос, как пророчествовал о сем старец Симеон (Лк.2:35). Яко воск от лица огня, то есть жители Самарии от лица Ассириян растают, как тает воск от огненного пламени. И яко вода сходящая со устремлением, то есть по отлогому месту. Так жители Самарии с поспешностью пойдут в плен.

(5) Кое нечестие дому Иаковлю? не Самария ли? То есть не царство ли самарийское, где умерщвляемы были истинные Пророки и находили себе трапезу пророки Вааловы? Ибо сыны самарийские побудили сынов Иаковлевых оставить веру отцов своих и служить тельцам - богам египетским.

(6) И положу Самарию во овощно хранилище сельное; потому что не хотела она принять к себе Пророков, которые желали в умах жителей ее посеять слово Божие. И положу ее в сад винограда, то есть разрушу ее и соделаю, что на месте, ею занимаемом, насажден будет виноград; потому что не захотела Самария быть лозою в винограднике, бывшем в розе на месте тучне (Ис.5:1). И обращу в груду развалин камение ея, и основания ея открыю, то есть камни разрушенных зданий ее, или камни изваянные, то есть истуканы ее, и домы, построенные руками возлюбленных ее, сожжены будут руками врагов ее.

(7) И вся изваянная ея сокрушат, и вся кумиры ея запалят огнем. То есть истуканы, на которых надеялись, что спасут их, расхищены будут пленяющими, и боги, на которых уповали, будут сокрушены и сожжены огнем. Понеже от найма блуда собраны, в наим блужения обратятся. Пророк называет идолов наймом блуда, или потому, что сделаны были из приношений, данных блудодейною Иезавелью, или потому, что князья сделали их и создали им капища из награбленного. Слова же, в наим блужения обратятся означают, что идолы преданы будут на разграбление Ассириянам, которые ниспровергнут идолослужение, называемое здесь блужением, и за тот труд, какой примут на себя, подвергая наказанию врагов Божиих, получать они себе награду, которую Пророк и называет здесь наймом блужения.