-Л. М. Евсеева,  И. А. Кочетков, В. Н. Сергеев-ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕЙ ТВЕРИ              - -     Живопись древней

 

Л. М. Евсеева,  И. А. Кочетков, В. Н. Сергеев

ЖИВОПИСЬ ДРЕВНЕЙ ТВЕРИ

             

 

     Живопись древней Твери - наименее известная и до сих пор во многом загадочная страница в истории русского средневекового искусства. Не много сохранилось икон, происходящих из Твери и ее окрестностей. Они довольно разнообразны по стилю и относятся главным образом к позднему периоду самостоятельности тверской культуры. Кроме того, некоторые иконы неизвестного происхождения могут быть предположительно отнесены к искусству Твери на основании их стилистической близости к достоверным тверским произведениям. Поэтому сейчас можно лишь в общих чертах представить основные этапы в развитии тверской живописи.

     Тверь - древний город, расположенный на берегу Волги, в верхнем ее течении. Почти два с половиной столетия - с 40-х годов XIII века по 1485 год - Тверь была центром крупного самостоятельного княжества, в которое входили города Кашин, Калязин, Зубцов, Старица, Холм, Микулин, Кснятин, Вертязин, Опоки. Тверское княжество успешно соперничало с Москвой в политическом отношении, как и Москва, претендовало на первенствующее положение среди русских княжеств.

     Летописные свидетельства и дошедшие до нас произведения живописи и литературы говорят о том, что тверичи создавали самостоятельную и богатую культуру. В Твери уже с конца XIII века велось каменное строительство. Мастера расписывали фресками стены церквей, писали иконы, украшали миниатюрами книги. В конце XIII века здесь возникает летописание. Известно несколько интереснейших произведений тверской литературы.

     Однако все дошедшее до нашего времени - лишь отдельные осколки, разрозненные и часто трудно соединимые в одно целое, фрагменты богатой и многообразной культурной жизни Твери. Полное разорение и опустошение тверских земель во времена Смуты в начале XVII столетия; пожары, в которых Тверь несколько раз выгорала дотла; войны, а зачастую человеческое небрежение уничтожили большинство памятников тверской культуры. Почти полностью исчезли с лица земли творения тверского зодчества. Из каменных зданий периода тверской самостоятельности сохранилась лишь одна церковь Рождества Богородицы в селе Городня - на месте бывшего здесь города Вертязина. Церковь построена в середине XV века. В ее подклете остался небольшой фрагмент настенной росписи того же времени - голова святого Николы. Этот единственный фрагмент представляет монументальное искусство Твери. Единицами насчитываются рукописи тверского происхождения. Уцелело лишь несколько десятков икон из всего того, что было создано тверскими художниками за два с половиной столетия.

     Искусствоведческая наука проявляет все более и более растущий интерес к тверской живописи. Основополагающую роль в осмыслении специфических особенностей ее стиля сыграла многолетняя работа искусствоведа Надежды Евгеньевны Мневой, позволившая отнести к этой школе целый ряд произведений. Собирание тверских икон ведется уже более полувека. Еще до революции древние иконы и рукописи имелись в Тверском историко-археологическом музее и в Тверском епархиальном древлехранилище. Возможно, тверские иконы были в собрании знатока древностей князя А. А. Ширинского-Шихматова. Это собрание хранилось в его имении - селе Островки Тверской губернии. Древнейшие иконы, приобретенные незадолго до революции в Тверской губернии коллекционером И. С. Остроуховым и искусствоведом А. И. Анисимовым, легли в основу тверского собрания Государственной Третьяковской галереи. Начиная с 1920-х годов собирательская деятельность стала носить интенсивный характер. Найденные в эти годы произведения были переданы в Третьяковскую галерею, в Русский музей в Ленинграде, в Калининский музей. Большинство икон, поступивших до войны в Калинин и районные музеи области, погибло. Лишь немногие из них уцелели и сохраняются сейчас в Калининской областной картинной галерее и в Москве, в Музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева. Отдельные иконы тверского происхождения имеются в московских частных собраниях, например в широко известной коллекции художника П. Д. Корина (ныне филиал Государственной Третьяковской галереи). Иконы, так или иначе связанные с Тверью, есть в Загорском историко-художественном музее и в Музее русского искусства в Киеве. Начиная с 1963 года Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева ведет обследование Калининской области. Осмотрены действующие и закрытые церкви почти на всей ее территории.

     Сейчас эта работа приближается к завершению. Среди найденных произведений искусства - около пятнадцати икон XV - XVI столетий. Теперь в музеях нашей страны насчитывается свыше шестидесяти произведений конца XIII - начала XVI века, относящихся к этой школе.

     Тверская живопись еще очень мало изучена. Нужны время и совместные усилия специалистов, чтобы исчезли многочисленные белые пятна в наших познаниях. Большое значение для науки имела выставка "Живопись древней Твери" 1969 - 1970 годов в Музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева. На этой выставке впервые были собраны воедино из разных собраний тверские иконы, в том числе недавно найденные. Альбом знакомит читателя с наиболее характерными произведениями тверской иконописи.

     Тверское княжество выделяется в самостоятельный удел к середине XIII столетия. Уже вскоре оно занимает значительное положение среди русских земель, отличается своей экономической и военной силой. В 1271 году в летописи уже упоминается епископская кафедра в Твери, в 1305 году тверскому князю переходит великое княжение Владимирское. Эти важные события послужили причиной дальнейшего культурного развития княжества, которое совершается необычайно скорыми шагами. Развитию местной культуры в Твери немало способствует выдающаяся личность тверского князя Михаила Ярославича, правившего Тверью с 1282/85 по 1318 год. Человек энергичный и умный, князь Михаил умел с государственной широтой и дипломатической гибкостью управлять княжеством. Летопись отмечает высокую образованность князя, называя ее "любовью к книжному научению". Всю жизнь Михаил Ярославич "в сладость послушаа божественных книг во все дни и ночи". Отмечается и особое уважение его к монахам и священникам - "вздаваа честь епископам и попам, паче же любяще черньчский чин, подавав потребнаа им". Устроение князем церквей, покровительство монастырям способствовало развитию культуры.

     Деятельность первого тверского епископа Симеона также была направлена на развитие местной культуры. Он представляется человеком высокообразованным, "бяше учителен и силен книгам", как говорит о нем летописец. По инициативе епископа Симеона совершаются два важнейших события культурной жизни Твери - начало летописания и постройка каменного собора.