Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском

Российская идея

Российское сокровище одно на всех, и пусть сердце ваше будет будет там где Россия!
Российская идея живет в российских людях, которые испытывают радость за Россию в большей степени, нежели за себя лично!
Радость за Россию, которая больше радости за машину, квартиру и дачу.
“Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше” (Матф.6:21).
Нам нужна одна Россия, одна на всех - и для тех, кто за ценой не постоит и для слабых тоже.
При неправильном использовании вещи становятся очень разрушительными. Говоря точнее, вы используете свои вещи неправильно. Они используют вас. Вы верите, что вы - ваши вещи. Это заблуждение. Инструмент пользуется вами.
Вы - это Россия!
Убеждения индивидов в сообществе служат ценностями всей общины, и это все что угодно, но не общепринятые стандарты



Православие и современность. Электронная библиотека.

Государыня Императрица Екатерина Вторая

Житие преподобного Сергия Радонежского

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

© Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1998

Содержание

Предисловие

Житие преподобного Сергия Радонежского

Историческая выпись

Ученики преподобного Сергия

Приложение. Отрывок из жития святителя Алексия митрополита Московского

Предисловие

Этот доселе неизвестный у нас труд гениальной Монархини писан в последние годы ее жизни, когда досуги ее беспрестанно посвящались русским древностям и когда она, по собственному ее свидетельству в письмах к Гримму, обкладывалась кругом русскими старинными бумагами. Подойдя в занятиях своих к XIV веку русской истории, не могла она, по уму своему, не остановиться особенно на удивительных деятелях того времени, какими были два боярские сына – митрополит московский Алексий и радонежский игумен Сергий. Екатерине, как известно, принадлежит первый широкий почин в великой работе нашего исторического самосознания. Основные памятники древнерусской письменности уже были ей знакомы: она изучала и объясняла Слово о полку Игореве; в ее покоях найдено Остромирово Евангелие. Она сравнивала и сличала нашу историю с западноевропейскою. Но про все это знают лишь немногие, и большинству нашего читающего люда, знакомого с Екатериною лишь по французским книгам да по так называемым историческим картинам и романам (нередко вполне извращающим истину) – покажется неожиданным и странным, каким образом житие Радонежского Чудотворца могло быть написано женщиною-иноземкою, с именем которой до сих пор еще связываются имена Вольтера и Дидерота. Великолепные по содержанию своему, издания Императорского Русского Исторического Общества, этот ряд книг с письмами и бумагами Екатерины, неопровержимо доказали не только умственную равноправность ее в сношениях с славными энциклопедистами, но и высокое превосходство перед ними относительно широты и многосторонности взглядов. Когда общедоступные выводы из драгоценных трудов этого Общества перейдут в учебники и в общее сознание читающих людей, тогда устранится всякий вопрос, насколько Екатерина была положительна в области веры. Мы убеждены, что не только внутреннее благочестие, но и православие Екатерины были тверды и сознательны.

Привезенная почти пятнадцатилетнею девушкою, в феврале 1744 года, прямо в Москву, она, в наступивший вскоре Великий Пост, очутилась в области нашей старинной церковности: и в доме князя Трубецкого, где она сначала жила с своей матерью, и во дворце Елисаветы Петровны слух ее беспрестанно оглашался молитвами и чудесными песнопениями; все кругом нее молилось, а говенье было тогда еще так строго, что, например, на Страстной неделе с четверга до субботы не разводилось огня ни в одной дворцовой поварне. Проникнутая величием предстоявшей ей судьбы, наслушавшись с раннего детства в родной семье, в Штетине и в Гамбурге, о России, Екатерина немедленно и со всеусердием занялась русским и церковно-славянским языками. Она занималась с истинно-немецкою добросовестностью, и в Петров день, 29-го июня того же 1744 года, когда происходило ее миропомазание в Московском Успенском Соборе, она удивила слушателей, ясно и отчетливо произнеся исповедание православной веры. Растроганная до слез, Императрица Елисавета Петровна тогда же подарила ей богато украшенный молитвенник. Екатерина принимала участие в богомольных пешеходных странствованиях в Троицкую Лавру и в другие подмосковные монастыри. Позднее внушила она расположение духовнику Елисаветы Петровны, Дубенскому, который заступался за нее в тяжкие дни гонения, ею вынесенного. Петр III, своим презрением к нашему богослужению, постройкою Лютеранского храма в Зимнем дворце (упраздненного только при Николае Павловиче), распоряжением о выносе икон из Петербургских домовых церквей, созванием в Пруссии синода Лютеранских пасторов для обсуждения мер к распространению в России Лютеранского исповедания – очищал ей дорогу к престолу. Ее вступление на престол действительно спасло Русскую Церковь от великих смут. Воцарившись, она, по непрерывному обычаю древних государей, строит в Москве на Солянке церковь (ныне отданную Сербскому подворью) в память святых Кира и Иоанна, чествуемых 28 июня, т. е. в день ее восшествия на престол. Она присутствовала на освящении многих Петербургских храмов и редко пропускала день 30-го Августа, чтобы не идти в долгом крестном ходу в Невскую Лавру. Александр Невский был героем ее воображения, как видно по письмам ее к Гримму. Когда некая г-жа Биельке, Гамбургская ее знакомка, писала ей перед Великим Постом, что русское постное кушанье должно быть трудно переносить, Екатерина отвечала, что такое соболезнование позабавило ее, что постный стол у нас превосходный и что во всяком случае из-за такой малости она не хочет быть врозь с миллионами своих подданных. Богослужение при дворе Екатерины совершалось чинно и стройно; она не пропускала и всенощных. За обедней в воскресные дни члены Св. Синода по очереди говорили проповеди, как видно по Запискам Порошина и по письмам Екатерины к Гримму. Узнав, что митрополит Платон в Москве недоумевал, зачем она дружит с Вольтером, Екатерина поручила сказать ему, что эта дружба полезна для иностранной ее политики, и что вреда от того для Церкви быть не может; а когда духовник ее спросил, верует ли она в Бога, она прочла ему весь символ веры и потом отозвалась Храповицкому, что верит всему на семи соборах утвержденному1. В письмах к Гримму очень часто указывает она на односторонности папизма и лютеранства.


Православие и современность. Электронная библиотека.-Государыня Императрица Екатерина Вторая-Житие преподобного Сергия


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке

link
link
link
link
link
link
link
link
link
link