Беседы с родителями. Программа «Путь и жизнь»

Беседы с родителями. Программа «Путь и жизнь»

Аннотация: Софья Сергеевна Куломзина (1903—2000) - известный православный педагог, автор нескольких книг по детскому религиозному образованию, прекрасный человек, прожившая долгую, трудную и чрезвычайно плодотворную жизнь, оказавшая огромное влияние на жизнь нескольких поколений православных людей. В настоящую книгу вошли тексты передач для детей и родителей, которые вела С. С. Куломзина по радиостанции «Свобода» в 1980–х годах; ранее не публиковавшиеся статьи и доклады, свидетельства родственников и друзей и слово, сказанное на похоронах протоиереем Фомой Хопко, ректором Свято–Владимирской духовной академии (штат Нью–Йорк, США).

дети, родители, воспитание ru Татьяна Трушова saphyana@inbox.ru ExportToFB21 13.02.2011 OOoFBTools-2011-2-13-0-8-3-1140 1.0 Что значит молиться Богу? Православный паломникъ Москва 2002 ISBN 5–87468–185–X

Беседы с родителями. Программа «Путь и жизнь»

Содержание

3.1. О вере и суевериях.

3.2. О крещении младенцев.

3.3. Как объяснить детям тайну Святой Троицы?

3.4. Как объяснять детям таинство Святого Причастия?

3.5. О значении поста в жизни детей.

3.6. Церковный год в семейной жизни.

3.7. О церковных праздниках в начале учебного года.

3.8. Празднование Рождества Христова.

3.9. Церковная жизнь от Рождества до начала Великого Поста.

3.10. Великий Пост.

3.11. Страстная неделя.

3.12. Пасха: праздник Воскресения Христова.

3.13. Летние праздники.

3.14. Объяснение детям молитвы «Отче наш».

3.15. О воспитании правдивости в детях.

3.16. Обучение детей церковным молитвам.

3.17. О детском творчестве и детских играх.

3.18. Детское чтение.

3.19. О вере и науке.

3.20. Как говорить с маленькими детьми о начинающейся новой жизни.

3.21. «Семья — малая Церковь» в условиях современной жизни.

3.22. О чем родители не говорят с детьми.

3.23. О подростках в семье.

3.24. Отношение родителей к проступкам их детей.

3.25. Заповеди Ветхого Завета как основа нравственности.

3.26. О духовной жизни в семье (учение православных пастырей).

3.1 О ВЕРЕ И СУЕВЕРИЯХ

Недавно мне пришлось разговаривать с молоденькой учительницей, православной американкой русского происхождения, только что проведшей некоторое время в Советском Союзе. Рассказывая о том глубоком впечатлении, которое на нее произвело общение с церковными людьми на родине ее предков, эта американка заметила, что наряду с самой искренней и чистой верой пришлось ей встретиться с многочисленными примерами наивного суеверия. Она сказала, что суеверия процветают не только в быту, когда люди избегают «здороваться через порог» или пугаются перебежавшей дорогу черной кошки, например, но проникают и в религиозную жизнь: положить столько–то земных поклонов, прочитать столько–то раз такую–то молитву, съездить в такое–то святое место — и твое желание исполнится. Молитва, почитание святых, поклонение иконам используются иногда, как некая магия или волшебство, чтобы получить желаемое.

Мне захотелось поделиться со слушателями мыслями по этому поводу.

Православная христианская вера в России всегда была верой народной, верой всего народа, а не только его интеллектуальной верхушки. Догматы веры перевоплощались в образы народного художественного творчества. В этом перевоплощении бывали и искажения веры, но, думается мне, часто народное творчество в своих сказках, преданиях и былинах действительно передавало представление о Боге и знание Бога в более доступной для народа форме, чем богословские труды великих церковных мыслителей. Как много глубокого смысла в таких сказаниях, как, например, сказание о граде Китеже. А как поучительна народная сказка о Николае Угоднике, позванном Господом вместе с преподобным Кассианом Римлянином и опоздавшем явиться, потому что он помогал мужику вытаскивать увязший в грязи воз. И сказка объясняет, что Бог похвалил Николая Угодника и установил праздновать его память два раза в году — 6 декабря и 9 мая, а преподобного Кассиана — раз в четыре года, 29 февраля.