Беседы с родителями. Программа «Путь и жизнь»
Беседы с родителями. Программа «Путь и жизнь»
Аннотация: Софья Сергеевна Куломзина (1903—2000) - известный православный педагог, автор нескольких книг по детскому религиозному образованию, прекрасный человек, прожившая долгую, трудную и чрезвычайно плодотворную жизнь, оказавшая огромное влияние на жизнь нескольких поколений православных людей. В настоящую книгу вошли тексты передач для детей и родителей, которые вела С. С. Куломзина по радиостанции «Свобода» в 1980–х годах; ранее не публиковавшиеся статьи и доклады, свидетельства родственников и друзей и слово, сказанное на похоронах протоиереем Фомой Хопко, ректором Свято–Владимирской духовной академии (штат Нью–Йорк, США).
Беседы с родителями. Программа «Путь и жизнь»
Содержание
3.1. О вере и суевериях.
3.2. О крещении младенцев.
3.3. Как объяснить детям тайну Святой Троицы?
3.4. Как объяснять детям таинство Святого Причастия?
3.5. О значении поста в жизни детей.
3.6. Церковный год в семейной жизни.
3.7. О церковных праздниках в начале учебного года.
3.8. Празднование Рождества Христова.
3.9. Церковная жизнь от Рождества до начала Великого Поста.
3.10. Великий Пост.
3.11. Страстная неделя.
3.12. Пасха: праздник Воскресения Христова.
3.13. Летние праздники.
3.14. Объяснение детям молитвы «Отче наш».
3.15. О воспитании правдивости в детях.
3.16. Обучение детей церковным молитвам.
3.17. О детском творчестве и детских играх.
3.18. Детское чтение.
3.19. О вере и науке.
3.20. Как говорить с маленькими детьми о начинающейся новой жизни.
3.21. «Семья — малая Церковь» в условиях современной жизни.
3.22. О чем родители не говорят с детьми.
3.23. О подростках в семье.
3.24. Отношение родителей к проступкам их детей.
3.25. Заповеди Ветхого Завета как основа нравственности.
3.26. О духовной жизни в семье (учение православных пастырей).
3.1 О ВЕРЕ И СУЕВЕРИЯХ
Недавно мне пришлось разговаривать с молоденькой учительницей, православной американкой русского происхождения, только что проведшей некоторое время в Советском Союзе. Рассказывая о том глубоком впечатлении, которое на нее произвело общение с церковными людьми на родине ее предков, эта американка заметила, что наряду с самой искренней и чистой верой пришлось ей встретиться с многочисленными примерами наивного суеверия. Она сказала, что суеверия процветают не только в быту, когда люди избегают «здороваться через порог» или пугаются перебежавшей дорогу черной кошки, например, но проникают и в религиозную жизнь: положить столько–то земных поклонов, прочитать столько–то раз такую–то молитву, съездить в такое–то святое место — и твое желание исполнится. Молитва, почитание святых, поклонение иконам используются иногда, как некая магия или волшебство, чтобы получить желаемое.
Мне захотелось поделиться со слушателями мыслями по этому поводу.
Православная христианская вера в России всегда была верой народной, верой всего народа, а не только его интеллектуальной верхушки. Догматы веры перевоплощались в образы народного художественного творчества. В этом перевоплощении бывали и искажения веры, но, думается мне, часто народное творчество в своих сказках, преданиях и былинах действительно передавало представление о Боге и знание Бога в более доступной для народа форме, чем богословские труды великих церковных мыслителей. Как много глубокого смысла в таких сказаниях, как, например, сказание о граде Китеже. А как поучительна народная сказка о Николае Угоднике, позванном Господом вместе с преподобным Кассианом Римлянином и опоздавшем явиться, потому что он помогал мужику вытаскивать увязший в грязи воз. И сказка объясняет, что Бог похвалил Николая Угодника и установил праздновать его память два раза в году — 6 декабря и 9 мая, а преподобного Кассиана — раз в четыре года, 29 февраля.