Переписка между вл. Иоанном Шаховским и о. Александром Менем

Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыко!

Давно собирался написать Вам, радуясь тому, что отношения между нашими церквами нормализировались. «Биография юности» послужила еще одним стимулом. Она производит глубокое впечатление своим светом и гармонией, какой—то органичностью избранного пути, без резких ломок и ударов, хотя времена были кризисные. Меня всегда привлекал такой опыт, он казался глубоко подлинным, желанным — противоположным той болезненности веры, которая порой теперь культивируется под влиянием книг Кьеркегора да и вообще из–за невротической атмосферы века. Это я чувствовал и в других книгах Ваших. Читал все, кроме «Разговора о бессмертии». Читал и стихи Странника и думал, что ему пришлось быть отцом для скитальцев иных поколений (об этой Вашей заботе мне тепло писали).

Как–то я получил Вашу открытку и был этим тронут. Молитвенная связь такая драгоценная вещь. И она помогает. Я часто думаю, что держусь главным образом по молитвам других. Сил не всегда хватает. Бывает, что за неделю нет свободного часа сесть за стол. А при этом, я давно сузил рамки своего труда до пределов храма и дома.

Ваши замечания о книге по древним религиям весьма проницательны. Что касается критики Писания, то я полагаю, что она давно должна получить права гражданства в православной литературе. И не просто как «уступка веку», а как необходимый элемент познания Библии. Без нее очень многое так и оставалось за семью печатями и рождало соблазны. Когда Вы говорите о духовном ядре этой истории, то больше всего оно видно в разделе о пророках. Культурно же — исторический фон есть своего рода пролегомены к проблематике, читателю часто чуждой и малопонятной. Во всяком случае, книга менее «рационалистична», чем многие современные католические труды. К слову сказать, для меня «рационализм» не отрицательное понятие (если, конечно, его не брать в узком смысле). Слишком много греховного и злого порождало обратное — иррационализм. Разум — дар Божий, и страсти наши — это утрата «света Разума».

От души желаю Вам, дорогой Владыко, здоровья и долгих лет.

Прошу архипастырских молитв.

С любовью во Христе

прот. А. Мень 26 июля 1979 г.

Ваше Высокопреосвященство, досточтимый Владыко!

Поздравляю Вас с праздником Рождества Христова. Всегда с любовью думаю о Вас, о Ваших трудах и удивительном жизненном пути. Дай Бог Вам и дальше оставаться светильником Церкви, чтобы Ваш голос был свидетелем ее высшей Правды. Ваше руководство по пастырству, хотя и давно написано, но продолжает играть роль для многих, кто начал и кто проходит путь служения.

Прошу молитв.

Ваш прот. А. Мень 27 дек. 1979 г.

[Из письма архиеп. Иоанна к Н. А. Струве.

Конфид. посылаю Вам строки о. А. Меня. Очевидно, он тут говорит о входе в Самиздат моей книги (времен архимандритства моего европейского) «Философии Православного Пастырства». Большая часть этой книги вошла в Сборник «Надежда», кн. 1–я, Зои Крахмальниковой, что переиздан «Посевом». Сей труд «вернулся в зарубежье», как советский Самиздат…

12 янв. 1980 ]

Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыко!

Еще раз воспользовался случаем написать Вам не по почте, а с оказией, чтобы можно было говорить, не оглядываясь на бдительную цензуру.

Рискнул Вас побеспокоить вот по какому поводу: больше 15 лет назад я написал для новоначальных две книги, одну о Христе, другую о православном богослужении. Они разошлись по России в сотнях списков, ввиду явной нехватки у нас книг такого содержания. В 1968 и 69 гг. брюссельское издательство «Жизнь с Богом», которое и сейчас занимается апостольской и экуменической деятельностью, издало их (каждая книга имела два тиража за это время). Сейчас назрела потребность написать эти книги в новом ключе, для более подготовленного читателя. Об этом мне настойчиво говорили многие (как епископы и священники, так и миряне). Я последовал их совету. И вот теперь, по милости Божией, обе книги готовы (о Христе, кажется, уже в печати). Поскольку мне, православному автору, приходится, в силу ряда причин, публиковаться в католическом издательстве, мне очень было бы ценно иметь небольшое предисловие православного иерарха или богослова. Издатели снабдили первое издание книги о богослужении краткой преамбулой православного епископа, имени которого не назвали. Так вот: сейчас я осмеливаюсь обратиться к Вам с этим вопросом. Не могли бы Вы написать хотя бы несколько строк от своего имени? Александра Николаевна Чиликина писала мне и передавала благосклонный отзыв Ваш о моих опусах. Это–то и ободрило меня и побудило написать Вам. Если Вы сможете — я буду Вам бесконечно признателен. Ваше имя для многих имеет значение авторитетное. Практически у меня нет возможности списаться с издательством. Остается только просить Ваше Высокопреосвященство написать им в Брюссель. Они смогут прислать Вам копию рукописи или гранки. Если книга о Христе уже издана, то — хотя бы — несколько слов к книге о богослужении. Я ее отправлю им вскоре.