Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Жизнь, богословские труды и нравственно-аскетическое учение прп. Нила Синайского

Предисловие

Жизнь и труды преп. Нила, аскета Синайского, относятся ко второй половине IV и началу V века, то есть той эпохе христианства, которая по числу и славе учителей Церкви справедливо называется "золотым веком христианского просвещения".

Изучая эту эпоху, ученые, что весьма естественно, обращались прежде всего к величайшим святителям того времени: Василию Великому, Григорию Богослову, Григорию Нисскому, Иоанну Златоусту, Иерониму Стридонскому, Амвросию Медиоланскому (Миланскому) и Августину Иппонскому.

Рядом с этими великими светочами христианского просвещения преп. Нил, на первый взгляд, занимает скромное место. Заслоненная тенью знаменитых современников, его личность остается немного в стороне, и потому ученые богословы уделили ему гораздо меньше внимания.

До 1915 года не было ни одной монографии, посвященной жизни и учению этого великого учителя Церкви, особенно прославившегося в качестве духовного руководителя монахов. И лишь в новейшее время появились две работы на немецком языке: 1) католическое сочинение д-ра Фр. Дегенхарта (Degenhart) "Der hl. Nilus Sinaita. Sein Leben und seine Lehre vom Moenchtum". (Beitraege zur Geschichte des alten Moenchtum und des Benediktinerordens. 6. Heft), Muenster in Westf., 1915; 2) протестантское сочинение К. Хойсси (K. Heussi) "Untersuchungen zu Nilus dem Asketen". (Texte und Untersuchungen. 42. Band. Heft 2), Leipzig, 1917.

В православной же богословской литературе до сего дня не появилось ни одной работы со систематическим изложением нравственно-аскетического учения преп. Нила Синайского [1].

В патрологических и аскетических сборниках мы находим краткие сведения о его жизни, а также отдельные фрагменты из его трактатов и писем, однако они изложены без строго определенного плана и не дают ясной и завершенной картины нравственно-аскетического учения этого святого отца.

Если бы нашей скромной работой удалось хоть отчасти восполнить этот пробел в православной богословской литературе, то мы будем считать поставленную нами цель достигнутой.

В данной работе мы, по большей мере, вдохновлялись следующим советом самого преп. Нила: "Пусть богословы исследуют жития святых и добродетели тех людей, которые устранились от мира и старались сокрыться, и пусть изучают они ту красоту, которой они выделяются, дабы подражать образу их жизни" [2].

Глава 1. Житие преп. Нила Синайского

Данные о жизни преп. Нила Синайского весьма скудны. Его традиционное жизнеописание основывается на кратких заметках монаха Георгия, известного под именем Амартола (середина IX века) [3], Георгия Кедрина (XII век) [4] и на немного более обширном изложении в Цареградском синаксаре (под 12 ноября и 14 января) [5] и в "Церковной истории" Никифора Каллиста (XIV век) [6].

Однако главным источником жизнеописания преп. Нила является его собственное повествование об убийстве синайских монахов "Сказания об избиении монахов на горе Синайской и о пленении Феодула, сына Нилова", известное в литературе под названием "Narrationes" [7].

Место рождения преп. Нила можно определить из его (?) письма Илиодору [8] и "Похвального слова Альбиану" [9]. Именно в письме Илиодору, в котором говорится о монахах, живущих на Синае, указывается и то, что среди них находится некий, по происхождению Галат, который вместе с сыном уже много лет несет подвиг постничества. Далее описывается внезапное нападение варваров на синайских монахов и пленение сына упомянутого старца. Однако юноша, по заступничеству мученика Платона, чудесным образом спасается и возвращается к своему старцу-отцу.


Жизнь, богословские труды и нравственно-аскетическое учение прп. Нила Синайского


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке