Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Учебники литургики обычно строятся по-другому. Они смотрят извне, формально и рационально. И богослужение, описываемое ими, напоминает некий часовой механизм. Поэтому сейчас я только вкратце напомню вам самое основное, что вы можете прочесть в любом учебнике по литургике.

Церковное богослужение формально подразделяется на суточное, седмичное (т.е. недельное) и годичное. Причем полный цикл каждого вида богослужения составляет т.н. круг.

Это можно изобразить и в виде таблицы:

Суточный круг Неизменяемые суточные службы: вечерня, утреня, часы освящают отдельные части дня. Материал, в основном, библейский: псалмы, прокимны, каноны ИХ и БМ. Главная книга: "Часослов" (Савва Освящ.) "Псалтирь следованная"
Седмичный круг Каждый день седмицы имеет свою литургическую тему, которая выражается в ряде песнопений, распределенных по 8-ми гласам. Материал гимнографический: Стихиры на "Господи воззвах" стихиры утрени, воскресные каноны и светильны. Главная книга: "Октоих" (Иоанн Дамаскин)
Неподвижный круг Неподвижные праздники, посты и дни святых. Тропари, кондаки, службы святым. Главные книги: "Минеи"
Подвижный круг Подвижные праздники и службы Великого Поста Службы Поста ("Октоих" оставляется), Пасхи и послепасхальные. Главные книги: "Триодь" (Постная и Цветная)
  18 нед. = 10 нед. Поста + 8 нед. до 50-цы  
  17 седм = 10 с.Поста + 7 седм  

Разумеется, вы понимаете, что это подразделение совершенно формальное и в реальности не существует. В реальности каждый вид богослужения совершается не отдельно и независимо от другого, а совместно с другим, одновременно с ним.

Т.е. материал седмичного и годичного кругов включается в структуру суточного круга. Ко всем службам суточного круга присоединяются службы седмичные и годичные.

Следовательно, в основе всего богослужения лежит суточный круг а в его основе — Литургия.

вечернее утреннее дневное
9 час Полунощница 3 час
Вечерня Утреня 6 час
Повечерие час 1 Литургия

Центр же всего — Евхаристия.

И этот центр неподвижен!

3. Освящение Времени

Итак, все литургическое время вращается вокруг Евхаристии. Сама же Евхаристия изъята из времени и времени не принадлежит. Ибо она есть явление Христа, приходящего из-за времени. Это есть разрыв во времени. Это парадоксальное "повторение неповторимого" (Голгофской жертвы) каждый раз единственно и уникально.

Спрашивается, как же вневременное может быть центром времени ? А литургически и исторически это именно так! И мало того:


Лекции по Исторической Литургике


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке