Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Лекция VI (влияние Церкви) из курса "История сословий в России"

Лекция VII

Положение церкви в русском обществе в первые века христианства на Руси. — Состав церковного общества. — Сходство церковного общества с государственным по составу. — Отличие церковного общества от государственного по устройству. — Отношение церковного деления общества к политическому. — Воздействие церкви на состав государственного общества. — Перемены, внесенные церковью в русское рабовладельческое право: 1) обычай благотворительного освобождения по завещанию, 2) случаи обязательного дарового отпуска на волю, 3) принудительный выкуп на волю. — Следствия перемен в рабовладельческом праве для личного и имущественного положения холопов. — Выводы из сказанного.

Положение церкви в русском обществе в первые века христианства на Руси. Рядом с тем делением, какое вносилось в общество государством XI и XII веков, и церковь делила его по — своему. Христианская церковь явилась на Русь вполне организованным учреждением, с выработанными источниками права. Эти источники были двоякие: церковные каноны и византийские императорские законы с перебранными в них остатками римского права. Первые были для церкви обязательным руководством, вторые имели только авторитет привычной традиции и юридической выработки. Применение тех и других к жизни русского общества создавало много затруднений. По отношению к русскому праву те и другие источники представляли более новизны, чем противоречий, устанавливая такие отношения, которых не знала русская жизнь или не считала доступными юридической нормировке. Русь, например, не понимала, как может быть поводом к судебному иску брань, не причиняющая ни личного, ни имущественного вреда. Поэтому церкви приходилось более созидать, чем реформировать, более бороться с юридическим непониманием, чем с юридическими предрассудками. Это и определило ее образ действий. Она не столько противодействовала встреченному на Руси порядку, сколько приноравливалась к нему; терпеливее относилась к положительным порокам, чем к отрицательным недостаткам; ее более огорчало равнодушие к новому, чем упорство в старине.

Состав церковного общества. Точно так же церковь действовала и в устроении общества. С принятием христианства постоянно возникали отношения, не укладывавшиеся в рамки установленного порядка. Из общественного строя выпадали лица, с которыми закон не знал что делать. Сирота, увечный, больной, вольноотпущенный набожного новокрещенного господина не знали к какому пристать классу, и во имя христианского сострадания вопияли о помощи. Все такие брошенные общественные элементы и вошли в состав нового класса русского общества, получившего название церковных или богадельных людей. Этих богадельных или церковных людей государство охотно предоставило исключительной заботливости церкви. Это общество было очень пестро по своему составу. Его части обыкновенно перечислялись в церковных уставах, которыми христианские князья Руси, начиная с первого из них — Владимира Святого, определили положение церкви в своем государстве, указывали судебно — полицейские и благотворительные дела, поручаемые церковной власти, и выделяли ей из своих имений и доходов материальные средства, необходимые для ведения этих дел. По признакам, какими обусловливалась принадлежность лиц к церковному обществу, в составе последнего можно различить такие разряды.

1) Лица черного и белого духовенства с семьями последнего. Назначение этих лиц — руководить христианами на пути душевного спасения совершением таинств, пастырским словом и живым назидательным примером. То и другое духовенство составлялось из лиц разных классов гражданского общества, начиная с князей и кончая холопами.

2) Миряне, служившие материальным нуждам церкви.

В древних церковных уставах из таких слуг обычно упоминаются

просвирни и свещегас (церковный служитель при богослужении).

К этому разряду можно причислить и прикладней — холопов, по

жертвованных церкви. Она обыкновенно возвращала таким холо

пам личную свободу и назначала на службу при церковных учреж

дениях, которым они были пожертвованы.

3) Миряне, занятия которых подлежали ближайшему на


Лекция VI (влияние Церкви) из курса "История сословий в России"


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке