Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Житие Василия Нового

Один из самых популярных текстов «народного» Православия Средних веков. «Житие» состоит собственно из трех разных текстов, написанных учеником Василия Нового Григорием Мнихом – собственно Житие (предлагаемый здесь текст к сожалению представляет собой скорее сжатый пересказ), и два видения на эсхатологические темы – знаменитые «Мытарства Феодоры» (ученицы Василия) и «Видение страшного Суда» - «частная» и «общая» эсхатология соответственно. Яркая, выразительная эсхатология «Жития Василия Нового» оказало огромное влияние на сознание и культуру Средневековья.

Василий Новый – отшельник, случайно попавший под подозрения властей и безвинно пострадавший. Замечательно описаны в тексте смирение и кротость святого под пытками: святой молчит прямо себе во вред – не хочет никак во всем этом участвовать. Спасается чудом. После этого он остается жить в Константинополе, бродягой. После своего освобождения Василий критикует власти, исцеляет, наставляет учеников, юродствует. По его молитвам Григория посещают видения, составляющие основной корпус текста.

«Мытарства Феодоры», как и «Видение Страшного Суда» ни в коем случае нельзя воспринимать как догматические тексты. Это апокрифы, собственно беллетристика, «духовные романы» - по выражению Казанского – исполненные глубокого смысла символы, но ни в коем случае не «репортаж». Приведем несколько замечаний богословов по этому поводу: Серафим (Роуз): "Даже младенцу ясно, что нельзя буквально воспринимать описания мытарств»; Преп. Никодим Святогорец: "Те, кто пустословил, что души умерших праведников и грешников сорок дней обретаются на земле и посещают те места, где они жили", сеют предрассудки и мифы. Ибо такие утверждения "невероятны и никто не должен принимать их за истину"; А. Кураев (из чьей заметки мы и взяли приведенные цитаты): «текст [«Жития»] неверен потому, что не оставляет места для Божия Суда. Спаситель сказал, что "Отец весь суд передал Сыну", но в этой книжке весь суд вершат бесы». Приведем еще слова А. И. Осипова: "мытарства ... при всей простоте их земного изображения в православной житийной литературе имеют глубокий духовный, небесный смысл. ... это суд совести и испытание духовного состояния души перед лицом любви Божией, с одной стороны, и дьявольских страстных искушений – с другой."

Источник текста: http://www.bogoslov.com/files/disk3/web.knigi./Zitija.Svjatih/prep.Vasilija.Novogo/mitarstva.b.Feodori.htm

ru OOoFBTools-2.9 (ExportToFB21), FictionBook Editor Release 2.6 17.01.2014 OOoFBTools-2014-1-17-12-6-16-974 1.0

Житие преподобного Василия Нового.

В царствование благочестивых греческих императоров Льва Премудрого и брата его Александра[1] в далекой уединенной пустыне проводил подвижническую жизнь преподобный отец наш Василий Новый. Недолго, однако, эта подвижническая жизнь находилась в неизвестности. Господу угодно было, чтобы этот святой стал известен народу; и вот посланники царя, возвращаясь из страны Асийской[2], встретили в пустыне этого благочестивого мужа и, приняв его за человека подозрительного, связали его и привезли с собою в Царь-град.

В Царьграде он был представлен патрицию Самону[3], который пожелал узнать от него, кто он, откуда

— Кто отворил тебе темницу? — спросили они Василия, но он и слугам ничего не ответил...

Вместе с ними святой отправился к Самону. Некоторые из бывших при этом слуг поспешили и прежде прихода Василия рассказали Самону обо всем происшедшем; это, однако, нисколько не образумило того. Снова он начал допрашивать святого и, не получив от него ответа, снова велел бить его палками и воловьими жилами. Шесть палок было изломано при этом истязании, но праведник молча перенес мучения... Так продолжалось шесть дней, но ответа все-таки не получил нечестивый Самон. Причиной молчания святого Василия было его нежелание обнаружить пред народом своих добрых дел, совершенных им в течение всей его жизни.

Через неделю Самон снова приказал привести к себе святого Василия и, увидев его, гневно воскликнул:

— Долго ли ты, сквернейший из людей, будешь упорствовать и не скажешь, кто ты и откуда ты?..


Житие Василия Нового


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке