Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Стóит быть отцом

От автора

Роль мужа и отца - это самая важная карьера в моей жизни. Мне далеко до идеала, есть над чем работать, и, наверняка, будет над чем работать до конца жизни. И хотя я уже 22 года как женат, постоянно приходится поправлять себя и заново начинать с элементарного. Наш первый ребенок родился на одиннадцатом году супружеской жизни. Это длительное и трудное ожидание оказалось для меня своего рода школой отцовства. Я «на собственной шкуре» испытал, насколько важным даром являются дети. Мне жаль тех, для кого дети - это лишь препятствие для «любви», нежелательное явление, хлопоты, неприятный «сюрприз». Убоги те, кто боится своего ребенка и своего отцовства. Они убоги, потому что не знают, чего себя сами лишают.

«Быть отцом» еще до написания была многократно «прочитана» во время передач в католическом радио «Мария», а также во время лекций и встреч со вступающими в брак. Глава, касающаяся разницы между мужчиной и женщиной, почти не отличается от главы в книге «Młodzi i Miłość» (J. Pulikowski, G. i A. Urbaniakowie, Oficyna Współczesna 1997). Я решил повторить ее, чтобы не осложнять читателю понимание, отсылая его к другой книге. Эта глава необходима для того, чтобы разобраться в причинах недоразумений во взаимоотношениях обоих полов в любом возрасте (начиная от периода полового созревания).

Я надеюсь, что книга «Быть отцом», выражающая католическое мировоззрение и ценности, непосредственно опирающаяся на текстах Библии, может принести пользу не только верующим католикам, но каждому, кто задумывается над своей ролью отца. Я надеюсь, что каждый мыслящий, чуткий и открытый человек сможет ею воспользоваться, ведь мир христианских ценностей в основе своей близок каждому человеку.

1. Что значит быть мужчиной и быть женщиной?

Говоря о характерных чертах мужчины, необходимо обратить внимание также на женственность. Понятие «мужчина» не может существовать без взаимосвязи с понятием «женщина». Следует задать несколько простых вопросов: Чем мы, мужчины и женщины, отличаемся друг от друга? Все ли понимают, что мы отличаемся друг от друга? Почему мы отличаемся? Какова цель этих различий?

Чем мы отличаемся? Кто-то мог бы сказать, что это очевидно, и нет смысла ставить такой вопрос. Анатомические и физиологические, а также гормональные различия очевидны. С наличием психологических различий тоже многие согласятся, хотя есть теории, что мальчики отличаются от девочек лишь потому, что мамы дают мальчикам для игр машинки, а девочкам куклы. Многие считают, что разница в воспитании и влияние культуры обуславливают психические различия мужчин и женщин. Можно согласиться с тем, что воспитание формирует нашу личность и во многом определяе то, какими мы будем в возрасте, скажем, восемнадцати или двадцати лет; здесь влияние культуры неоспоримо. Однако огромным недоразумением было бы утверждать, что все черты характера обусловлены лишь культурой.

Хотя каждый человек имеет индивидуальные черты характера, существуют также определенные качества, общие для представителей одного пола. И здесь хочу сразу предупредить, что некоторые мои высказывания будут выглядеть, как навешивание ярлыков. Каждое предложение следовало бы начинать словами: обычно..., в большинстве случаев..., в эту сторону склоняется основная масса женщин..., основная масса мужчин склоняется в иную сторону... Я не буду пользоваться такими выражениями, поэтому предупреждаю, что в дальнейших примерах и утверждениях скрыты обобщения и упрощения.

Почему необходимо задуматься над различиями полов? Потому что мы живем в мире, в котором эти различия систематически стираются. Когда девушки начали ходить в брюках, пожилые люди говорили: «Теперь никто не разберет, парень это или девушка». Но разобраться можно было, так как это были времена, когда еще все (или почти все) девушки носили длинные волосы, а парни стриглись коротко. Потом наступили времена, когда парни начали носить длинные волосы. Что в этом плохого? Конечно, нет ничего плохого в том, что у парня длинные волосы, но плохо, что уже начали стираться отличительные черты обоих полов. Хотя достаточно было посмотреть спереди, чтобы по определенным очертаниям узнать, парень это или девушка. И тогда девушки начали носить широкие блузки, в которых уже ничего нельзя было заметить. Оставались еще серьги в ушах - было ясно, что если с серьгами, то это наверняка девушка. Но и этого отличия не стало. Что плохого в том, если парень прокалывает уши или нос? Да пусть себе прокалывает - его дело. Хуже, если он делает это по требованию какой-нибудь идеологии зла. Итак, внешние признаки между мужчинами и женщинами стираются, хотя есть и такие люди, которые этому сопротивляются. Особые заслуги имеют мужчины, носящие бороду; к счастью, женщины еще не пытаются в этом уподобиться им.

Но присмотримся к поведению женщин, поведению мужчин... Какой-то рыцарь пытается подать женщине плащ, она сопротивляется. Часто женщины не желают, чтобы им открывали двери, они как-то плохо это воспринимают. Здесь наша культура совсем сбивает с толку, и поэтому необходимо ясно и определенно сказать: мы, мужчины и женщины, сильно отличаемся, хотя иногда этих различий не замечаем. Необходимо однако помнить, что мы решительно отличаемся друг от друга.

Почему мы отличаемся? Для верующих христиан очевидно, что Бог, создавая человека, преследовал определенную цель. Он создал человека - мужчину и женщину - с конкретной целью, и Он сам ясно говорит об этой цели. Говорит о размножении, о том, что люди должны заполнить землю и господствовать над ней[1]. Создав нас разными, Бог никого не дискриминирует. Следует однозначно сказать, что мы равны друг другу как люди, хотя и выражается это у мужчин и у женщин по-разному. Иоанн Павел II называет это «быть телом двумя разными способами». Причем каждый вариант имеет строго определенную цель: Мужчина наделен такими качествами, чтобы он мог быть отцом. Женщина наделена такими качествами, чтобы она могла быть матерью. И поэтому Бог создал нас по-разному, двумя разными способами, наделяя и мужчину, и женщину необходимыми качествами.

Благодаря этому мы ясно понимаем, к чему мы должны стремиться. В этом призвании (а если судить по численности, супружеская жизнь - это почти всеобщее призвание) мы созданы для единства в браке, единства, подобного единству Личностей Святой Троицы, таинственному и не до конца постижимому. Это единство приносит огромное счастье, и даже маленький шаг к нему может принести счастье. Но Бог не затем призывает нас к такому единству, чтобы мы лишь эгоистически радовались ему.

Оно должно чему-то служить, приносить плоды. И одним из плодов супружеского единства должны быть дети. Это логично и следует одно из другого.


Стóит быть отцом


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке