Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Мон. Евпраксия (Шиленкова)

Симеон Новый Богослов и Симеон Благоговейный

Издательство Свято-Елисаветинского женского монастыря. Минск, 2002 г.

Предисловие

Перед вами - первая книга из серии книг о старчестве. Эта серия включит в себя те жизнеописания подвижников, которые наиболее ярко раскрывают сущность духовного руководства, показывают необходимость подчинения своей воли опытному наставнику - старцу, о невозможности шествования по духовному пути без руководителя.

"Нет несчастнее и ближе к погибели людей, не имеющих наставника в пути Божием. Спасение есть во мнозе совете", - пишет Авва Дорофей. А в утешение тех, кто еще не нашел духовного руководителя, он добавляет: "Если кто хочет истинно, всем сердцем, исполнять волю Божию, то Бог никогда его не оставит, но всячески наставит по воле Своей. Поистине, если кто направит сердце свое по воле Божией, то Бог просветит и малое дитя сказать ему волю Свою".

Мы же приведем выдержку из письма архимандрита Софрония к Д.Бельфуру (осень 1932 г.):

...Доброе устроение Вашей души - желание занять последнее место новоначального послушника, который служит старшим отцам и братиям - не совсем правильно в Вашем положении. Вы хорошо приписали: "Но если Вы видите какую-нибудь опасность или ошибку в слишком крайнем стремлении унижаться пред ними и служить им, то пишите мне". Это Вы просите старца отца Силуана, но Вы позволили и мне прочитать Ваше письмо, а он, кажется, Вам [об] этом ничего не написал; я же по неразумию своему захотел сказать Вам, что об этом думаю, а именно: в Вашем добром, по-видимому, намерении действительно скрывается некоторая и опасность, и ошибка. Вместо того, чтобы научиться "смирению, служению и послушанию", Вы научитесь обратному. И не удивляйтесь тому, что я Вам говорю. Безошибочный путь к тому, чтобы научиться вышеуказанным добродетелям вот какой: Вы сам не ищите ни славы, ни бесчестия, ни власти управлять, ни унижения в самовольном служении. Не только не ищите преимуществ пред ними, но, что у Вас уже есть, имейте в сердце своем готовность с радостию уступить во всем и подчиниться, но в том только и в той мере, в чем и в какой они захотят. Сами же не проявляйте инициативы. Какое они Вам место отведут, то и занимайте. Последнее, среднее или первое. Если что попросят или прикажут - сделайте. Сами не набивайтесь ни в чем, но и не противоречьте.

Если же Владыка Митрополит Вас поставит начальником, то не противьтесь ему. Самое большее, что разрешается в таком случае, - это сказать приблизительно так: "Владыко Святый, Ваше благословение и воля - для меня благословение и воля Божия, и я совершенно не дерзаю противиться Вам, но, вполне сознавая свою немощь и неопытность, должен сказать Вам прежде, что послушание, которое Вы хотите возложить на меня, превышает мои силы".

В других случаях, то есть когда Вам поручают дело по Вашим силам, - скажите только с поклоном: "Благословите", и все. Не говорите - "я недостоин" или другое что, не отказывайтесь, если и не нравится, не радуйтесь слишком, если по душе. Во всех случаях только старайтесь не высовываться, а лишь с радостию и простотою, и готовностью выполнить всякую просьбу, поручение, посильное Вам. Если так будете делать, то и Богу, и людям любезны будете и истинному смирению и кротости научитесь, которая состоит в том, чтобы не унывать в унижении и не возноситься в чести. Указанный Вам путь есть высокий, совершенный путь. Искать большего - то есть стремиться к уничижению - не Ваша мера. Чрезмерность же всегда приводит к дурным последствиям (простите меня за откровенность). Учиться послушанию - отсекать свою волю - это Ваш долг. Смысл здесь такой. Не прилепляясь ни к чему душою, не задумываясь ни о чем по пристрастию - Вы всегда будете блаженствовать, имея душу и ум свободными для богомыслия и молитвы. Когда Вам скажут - сделай то-то и так-то, то Вы свободны от необходимости думать, что и как сделать. А это - т.е. иметь ум свой ceo-бодным от помышлений о вещах мира сего (для нас самое нужное - иметь чистый от помышлений о всем вещественном, о земном ум и сердце свободное от пристрастий) - необходимо для чистой молитвы.

Второе, к чему необходимо стремиться в послушании, - это навык отсекать свою плотскую волю, который нам необходим для того, чтобы мы легче могли исполнять заповеди Божий, т.к. плотская наша воля (и мудрование) всегда противятся Божией воле (выраженной в заповеди). В сих двух заключен смысл послушания. Цель подвига - исполнение воли Божией. Цель наша - вечная жизнь - состоит в познании Бога (Ин. 17:3), а не в исправлении нравов. Это, конечно, не значит, что не нужно исправляться нравственно. Но ведь первая и наибольшая заповедь - любить Бога (Мф.22:37)- Когда мы отрываемся от памяти Божией., забываем о Боге - тогда мы погрешаем против этой заповеди.

Впрочем, есть еще и третья сторона. Бог дважды не судит. Если Вы делаете за послушание какое-либо дело со всею добросовестностью, то Вы свободны от ответа пред Богом. Отвечает давший Вам приказание, так что совесть Ваша все время пребывает мирною.

Если Вы теперь согласитесь принять к неуклонному руководству то, что сказано, то Вы в кратчайший срок сделаете великий успех в духовной жизни. Следуя указанным путем,


«...Иисус Наставник, помилуй нас!»


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке