Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Преподобный Анастасий Синаит

Избранные творения

Содержание

Три слова об устроении человека по образу и по подобию Божиему. 1

Слово первое. 1

Слово второе. 7

Третье слово, или слово против монофелитов. 10

Путеводитель. 18

Глава первая. 18

I. 1. С Богом. Краткое предварительное предуготовление, проясняющее трудолюбцу то, относительно чего следует прежде всего упражнять [свой ум] и обретать ведение. 18

I. 2. Краткое изложение веры. 19

I, 3. С Богом. Предварительное рассмотрение основы определений в книге, которая носит название «Путеводитель» 21

Глава вторая. 22

II, 1. С Богом. Различные определения, изрекаемые в соответствии с Преданием и верой святой кафолической Церкви. Собирая из Климента и других святых отцов, их следует с помощью Божией, убедительно изложить до всякого другого научения тому, кто желает защитить учение благочестия. 22

II, 2. Что [есть] Бог? Почему Он [называется] Богом? В скольких смыслах говорится о Боге?. 23

II, 3. О природе. Что есть природа? В скольких смыслах говорится о ней? Почему она называется природой?. 24

II, 4. О воле. Что есть воля? Почему она называется волей? Сколькими способами она существует?. 25

II, 5. О соединении. Что есть соединение? Почему оно так называется? И сколькими способами оно мыслится?. 28

II, 6. О вере. Что есть вера? Почему она называется верой? Сколькими способами [мыслится] правая вера?. 30

II, 7. 30

II. 8. О том, что [такое] «домостроительно». 31

Глава третья. 32

III, 1. Анастасия, ничтожнейшего монаха, произведение о православной вере, собранное из Священных Писаний и учителей [Церкви] 32

III, 2 Главы анафематствования и отвержения, которые должен произнести православный перед диспутом, когда он собирается начать рассуждение о вере, обращаясь к феодосианам или гаинитам. 33

Слово на шестой псалом.. 33

Слово о святом Собрании и о том, что не следует судить и памятозлобствовать. 40

Три слова об устроении человека по образу и по подобию Божиему.

Перевод А. И. Сидорова

Слово первое

1. Желающие неложно постигнуть богозданную ми­ловидность лика своего не иначе могут зрить собственный образ и своеобразие лица, как только посредством некоего чистейшего зерцала, благодаря которому они, приближаясь к отражаемому образу, ясно видят некоторые характерные черты свои, воспроизводимые [зеркалом] по образу и по по­добию их. Так и мы, обращаясь взором к божественному лучу умного Солнца, словно к некоему зерцалу, ясно усмат­риваем там очертание, внешний вид и образ нашего естества, [созданного] по образу и по подобию [Божиему].

Ибо, представляется мне, устроение человека трудно­объяснимо и вызывает благоговейный страх, отражая в себе многие сокрытые таинства Божии. Ибо как нашим [телесным] очам по природе свойственно легко постигать то, что вне их, но узреть самих себя они не в силах, так и очам человеческого разумения трудно постичь и созерцать внутренний смысл нашего сотворения. Ведь Творец, закон­чив устроение простого и духовнейшего мира незримых сил, а после создав из четырех элементов этот вещественный и зримый мир, затем говорит: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт. 1, 26). И творит живое суще­ство, словно некий смешанный мир, сродный обоим мирам и состоящий, с одной стороны, из нетелесной, бессмертной и нетленной души, а с другой — из вещественного и зримого тела, образованного из четырех элементов. После этого в Писании говорится: «И сотворил Бог человека, по образу Божию сотворил его» (Быт. 1, 27). «Богом» же здесь [Священное] Писание, конечно, называет Отца и Сына и Свято­го Духа.


«...Иисус Наставник, помилуй нас!»


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке