Преподобный Анастасий Синаит
Избранные творения
Содержание
Три слова об устроении человека по образу и по подобию Божиему. 1
Слово первое. 1
Слово второе. 7
Третье слово, или слово против монофелитов. 10
Путеводитель. 18
Глава первая. 18
I. 1. С Богом. Краткое предварительное предуготовление, проясняющее трудолюбцу то, относительно чего следует прежде всего упражнять [свой ум] и обретать ведение. 18
I. 2. Краткое изложение веры. 19
I, 3. С Богом. Предварительное рассмотрение основы определений в книге, которая носит название «Путеводитель» 21
Глава вторая. 22
II, 1. С Богом. Различные определения, изрекаемые в соответствии с Преданием и верой святой кафолической Церкви. Собирая из Климента и других святых отцов, их следует с помощью Божией, убедительно изложить до всякого другого научения тому, кто желает защитить учение благочестия. 22
II, 2. Что [есть] Бог? Почему Он [называется] Богом? В скольких смыслах говорится о Боге?. 23
II, 3. О природе. Что есть природа? В скольких смыслах говорится о ней? Почему она называется природой?. 24
II, 4. О воле. Что есть воля? Почему она называется волей? Сколькими способами она существует?. 25
II, 5. О соединении. Что есть соединение? Почему оно так называется? И сколькими способами оно мыслится?. 28
II, 6. О вере. Что есть вера? Почему она называется верой? Сколькими способами [мыслится] правая вера?. 30
II, 7. 30
II. 8. О том, что [такое] «домостроительно». 31
Глава третья. 32
III, 1. Анастасия, ничтожнейшего монаха, произведение о православной вере, собранное из Священных Писаний и учителей [Церкви] 32
III, 2 Главы анафематствования и отвержения, которые должен произнести православный перед диспутом, когда он собирается начать рассуждение о вере, обращаясь к феодосианам или гаинитам. 33
Слово на шестой псалом.. 33
Слово о святом Собрании и о том, что не следует судить и памятозлобствовать. 40
Три слова об устроении человека по образу и по подобию Божиему.
Перевод А. И. Сидорова
Слово первое
1. Желающие неложно постигнуть богозданную миловидность лика своего не иначе могут зрить собственный образ и своеобразие лица, как только посредством некоего чистейшего зерцала, благодаря которому они, приближаясь к отражаемому образу, ясно видят некоторые характерные черты свои, воспроизводимые [зеркалом] по образу и по подобию их. Так и мы, обращаясь взором к божественному лучу умного Солнца, словно к некоему зерцалу, ясно усматриваем там очертание, внешний вид и образ нашего естества, [созданного] по образу и по подобию [Божиему].
Ибо, представляется мне, устроение человека труднообъяснимо и вызывает благоговейный страх, отражая в себе многие сокрытые таинства Божии. Ибо как нашим [телесным] очам по природе свойственно легко постигать то, что вне их, но узреть самих себя они не в силах, так и очам человеческого разумения трудно постичь и созерцать внутренний смысл нашего сотворения. Ведь Творец, закончив устроение простого и духовнейшего мира незримых сил, а после создав из четырех элементов этот вещественный и зримый мир, затем говорит: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт. 1, 26). И творит живое существо, словно некий смешанный мир, сродный обоим мирам и состоящий, с одной стороны, из нетелесной, бессмертной и нетленной души, а с другой — из вещественного и зримого тела, образованного из четырех элементов. После этого в Писании говорится: «И сотворил Бог человека, по образу Божию сотворил его» (Быт. 1, 27). «Богом» же здесь [Священное] Писание, конечно, называет Отца и Сына и Святого Духа.
«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
