Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Беседа против корыстолюбия

Эта беседа, как видно из ее вступления, была произнесена Астерием в день празднования памяти св. мучеников, священные останки которых покоились в загородном храме. Уже тогда существовал обычай, — по случаю большого стечения народа на духовное торжество, — приурочивать к церковному празднику торговую ярмарку. Это обстоятельство и подало повод нашему проповеднику выступить с принципиальным осуждением страсти корыстолюбия, для развития которой торговые операции, как известно, представляют весьма благоприятные условия.

Приводится по изданію: Святаго Астерія Амасійскаго Бесѣда противъ корыстолюбія. / [Переводъ съ греческаго и примѣчанія М. Д. Муретова.] // Журналъ «Богословскiй Вѣстникъ», издаваемый Московскою Духовною Академiею. Сергiевъ Посадъ: «Типографiя А. И. Снегиревой». – 1892. – Томъ I. – Мартъ. – с. 457-475.

ru Татьяна А. Брагина FictionBook Editor Release 2.6 10 May 2011 52D6F33C-A901-4ADA-8CF3-895FD29F535E 1.0

1.0 — создание файла — Tатьяна А. Брагина

Святаго Астерія Амасійскаго Бесѣда противъ корыстолюбія. / [Переводъ съ греческаго и примѣчанія М. Д. Муретова.] МДА, Типографiя А. И. Снегиревой Сергиев Посад 1892

Святитель Астерий Амасийский

Беседа против корыстолюбия [1]

Мужи христиане и причастники небесного звания! (ср. Евр. 3, 1) вы, народ деревенский, и все, которые, вышедши из городов, единодушно стеклись к настоящему празднику (всех вас вообще и имею в виду в проповеди)! каждый ли из вас положил в уме заботу, — сознал ли и вникнул ли, для чего мы собрались? По какой причине почитаются мученики и сооружением прекрасных храмов и ежегодными этими собраниями? и какую цель имея в виду, отцы наши установили то, что видим мы теперь, и оставили прочный закон (касательно этого) для потомков? He ясно ли и для немного напрягающего мысль, что это завещано нам ревностию о благочестии; и торжественные собрания собираются, как общие училища душ, дабы, чтя мучеников, мы подражали их мужественному подвигу за благочестие, — дабы, подклонив ухо к собирающимся (по этому поводу) учителям, мы научились чему-нибудь полезному, чего перед тем не понимали, — обоснованию ли догмата, разрешению ли недоумения в Писании, или же какому-нибудь доводу, улучшающему состояние нравов. А вы, мне кажется, оставивши попечение о добродетели и забывши ревность о душе, всю свою заботу обратили к мусору мамоны и к занятию торговыми делами: одни сами занимаясь ценою, другие — зевая на чужое и осведомляясь у соперников по товарам, с целию сбить друг у друга цену. Но перенесите лучше это старание на Церковь: оставьте сребролюбие торгашеское, неистовое. Отвергните его, как непристойную блудницу, которая улыбается толпе, щеголяет изысканными материями и цветами от продавца прикрас. Возлюбите ту (Церковь) божественную, целомудренную и благопристойно одетую, почтенно и не легкомысленно смотрящую. Ибо так и Соломон в книге Притчей говорит: не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя (Прит. 4, 6). He отнесись с пренебрежением и не сочти не стоющим внимания того, что нами предлагается на этой трапезе потому, что это можно приобресть тебе даром. Но тем более возжелай этого, что мы не сидим подобно мелочным торговцам с безменом или весами: одной прибыли мы ищем — спасения ученика.

Была прочитана нам из Деяний речь Павла к Фесту и Агриппе (Деян. 25, 8 и след.; 26, 2 и след.), Павла, верного апостола и мудрого оратора. Ты видел во всяком случае, слушатель, если обратил внимание, — как он и истину не выдает из опасения и, соединивши уважение к Агриппе с дерзновением, располагает суровое судилище к благосклонности, как бы зверей каких укрощая уменьем владеть словом. Пророчествовал сегодня и Захария, приоткрывая дверь великих для нас тайн Единороднаго, — под образом камня, имеющего семь взирающих очей (Зах. 3, 9), и под образом золотого светильника, на котором семь лампад и два ствола масличные (Зах. 4, 2–3). Много и еще есть мест в Писании, имеющих богатое сокровище пользы, на которых всех я остановился бы, и показал бы вам изобилие (угощений) духовного праздника. Но меня побуждает к уплате долга обещание предыдущего дня. Ибо мы начали (вчера) многими обвинениями порицать корыстолюбие, но не успев (вполне) обнаружить его суетность, отложили подтверждение обвинения до нынешнего дня [2]. Итак, послушайте и будьте справедливыми судьями истины; потому что не о ком другом, a o своем спасении произносите вы суд, и (посему) каждый из вас пусть подает все обвинительные голоса против подсудимого (корыстолюбия), изгнавши его из собственной души, как бы из дома или города. Итак, корыстолюбие есть не только пристрастие к деньгам вместе с другими стяжаниями и желание к наличному присоединить неимеющееся; но общее говоря, (оно есть) желание во всяком деле иметь более должного и принадлежащего. Этим именно грехом первый заразился диавол, бывший архангелом и назначенный к прекраснейшей жизни и положению (чину), но в безразсудстве замысливший господство и возстание против Божества. Вследствие того низвергнутый и ниспавший в этот воздух, окружающий землю, он (сделался) дурным соседом нашей жизни. Таким образом он не овладел тем, к чему стремился, — божественностью, — и утратил то, чем владел, — архангельское достоинство: — раб неверный, вследствие дерзости скоро обратившийся в разбойника, — собака греческой басни, и мяса лишившаяся, и не поймавшая тени (ибо как это возможно?), — вещи недостижимой.

После него первый человек, прельщенный наслаждением, утратил безсмертие (чрез вкушение) запрещенной снеди (Быт. 3, 1 и след.), как впоследствии Исав — права первородства через чечевичную похлебку (Быт. 25, 29 и след.). И языки эти и многоразличные наречия человеческие ввела в жизнь любовь к бóльшему. Ибо пресыщенные доступным человеку довольством, вообразив, что и небо будет для них достижимо, и смеха достойную башню для восхождения на него тщетно построяя, — сделали людей, говоривших одним языком, разноязычными: домогаясь бóльшаго, чем сколько имели, они и сами потерпели смешение (языков), и роду человеческому оставили труд в слушании незнакомых звуков и отыскивании объяснений (их) (Быт. 11, 1 и след.).

А Фараон? почему он подпал различным и разнообразным казням (Исх. гл. 8-14)? Не вследствие ли корыстолюбия и желания быть владыкою народа чуждого и никоим образом к его царству не принадлежавшего? И за то, чужих не отпустивши, он погубил своих — частию во время избиения первенцев, частию во время преследования по морю. He говорю уже о реках, текших кровью, о неимоверном размножении жаб, о гибели от саранчи, о высыпании прыщей на коже, о смерти четвероногих и вообще — о всяком бедствии, на какое осужден был Египет вследствие корыстолюбия своего начальника. — Затем в другом случае я вижу последствием греха сплошную проказу, покрывшую корыстолюбца. Вспомни со мною, если кто любознателен и имеет желание слышать о славных деяниях Елисея, — как, с одной стороны, сириянин Нееман очистился от проказы, омывшись во Иордане (4 Цар. 5, 14 и след., Лук. 4, 27), и как, с другой стороны, болезнь перешла на Гиезия, молодого слугу, юношу корыстолюбивого и немудрого, продавшего духовное дарование и безмездное врачевание учителя. — Отчего сделался отцеубийцею Авессалом, от кроткого отца юноша пылкий и дерзкий? He оттого ли, что преждевременно искал наследования царства, набросившись на чужое, как хищник? А иуду, затем, что исключило из списка учеников и сделало предателем вместо апостола? — не легкомысленное ли сначала распоряжение казнохранилищем, а затем — стяжание безчестной платы (иоан. 12, 6)? Ананию и Сапфиру почему представляют трагически Деяния Апостольские (Деян. 5, 1 и след.)? — не потому ли, что они сделались похитителями своего и святотатцами собственных приношений? Мне мало будет пожалуй и дня для перечисления рабов корыстолюбия. Оставив древнюю историю, разсмотрим опыт ежедневной жизни, — какого рода зверя знает он в корыстолюбии, и как трудно освободиться от него тем, кого он захватит: он всегда в силе и не ослабевает, стареет только вместе с тем, кого взял в плен, и до конца не отступает.


Беседа против корыстолюбия


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке