Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Учение о Святой Троице святителя Василия Великого

1.0 — создание файла — Татьяна А. Брагина

Сагарда Н.И., профессор. Учение о Святой Троице святителя Василия Великого Журнал Московской Патриархии Москва 1979 71-77

Профессор Н. И. Сагарда

Учение о Святой Троице святителя Василия Великого

Святитель Василий почитается в Православной Церкви как один из трех вселенских великих учителей. Он велик как епископ, оратор, богослов и аскет, велик своей неустанной деятельностью на пользу православной веры, велик своей самоотверженностью и силой характера. Как муж слова и дела, он по справедливости назван был великим уже своими современниками.

Суровый образ жизни, чрезмерные беспрерывные труды святителя Василия Великого, постоянные огорчения и вызываемые всем этим тяжкие болезни прежде времени изнурили его некрепкий от природы организм. Он скончался 1 января 379 года, в возрасте только 49 лет, и был оплакан всем населением Кесарии, без различия вероисповеданий и религий.

Не может быть спора о том, что вождем среди каппадокийцев как в церковно-адмнистративном, так и в богословском отношении был святитель Василий Великий: он провел главные линии, внутри которых святые Григорий Богослов и Григорий Нисский осуществляли свои дальнейшие построения…

Богословское учение каппадокийских отцов имеет чрезвычайно важное значение в истории Богословия. В их богословских трудах тринитарная проблема получила окончательное разрешение, и установленное ими понимание церковного учения о Святой Троице и созданные ими формулы сделались драгоценным достоянием православной богословской догматики.

Святитель Василий Великий в одном из своих посланий (8-м к кесарийским монахам) пишет: «Должно исповедовать Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святого, как научили Божий Словеса и уразумевшие их возвышенно. А укоряющим нас за троебожие да будет сказано, что исповедуем Бога Единого не числом, а Естеством». В этом сжатом исповедании выражена как сущность учения святителя Василия о Святой Троице, так и особенность в постановке и разрешении триадологического вопроса по сравнению с предшествующими богословами, и прежде всего со святителем Афанасием Александрийским (ум. 373 г., память 2 мая).

Святитель Василий, как и святитель Афанасий, должен был вести борьбу, главным образом, с арианством. Поэтому богословское учение святителя имеет своим преимущественным предметом раскрытие и выяснение догмата о Святой Троице. Тайна Троичности есть тайна Единого Бога в Трех Лицах, Единого Естества в Трех Ипостасях, реально отличных. Тайну составляет трудность или, скорее, невозможность для нас понять это Единство в этой Множественности, или эту Множественность в этом Единстве. Неизбежно, что если полагают сначала Единство Сущности, то трудно потом изъяснить Троичность Лиц, причем даже кажется, что Троичность приносится в жертву Единству, и, напротив, если сначала полагают Троичность Лиц, то трудно объяснить Единство Сущности, и, в свою очередь, кажется, что при этом жертвуют в пользу Троичности. В первом случае как будто склоняются к савеллианству, во втором — к троебожию. Если святитель Афанасий всю силу доказательств против ариан сосредоточивал на утверждении Единства Существа Божия, то святитель Василий, вместе с другими каппадокийцами, за исходную точку принимает существование в Боге Ипостасей и свою мысль направляет главным образом на то, чтобы провести грань между Лицами Святой Троицы. Новая постановка триадологического вопроса требовала и новой терминологии в учении о Святой Троице. Центральным явилось разграничение понятий «сущности» (οὑσία) и «ипостаси» (ὑπόστασις), начало которому положил святитель Василий. Святитель Афанасий и отцы Никейского Собора не полагали разницы между ними. Со временем возникла необходимость устранить неясность и недоразумения, вытекающие из смешения смысла οὑσία (сущность) и ὑπόστασις (ипостась): святитель Василий говорит, что некоторые из употреблявших эти слова без различия утверждали, что как Сущность одна, так и Ипостась одна, и наоборот, признающие Три Ипостаси думают, что должно допустить и разделение сущностей на равное число (Письмо 38). Вопрос о сущности (οὑσία) и ипостаси (ὑπόστασις) святитель Василий сделал предметом специального обсуждения в послании к брату своему Григорию Нисскому (там же). Сущность и ипостась, следуя святителю Василию, различаются между собой как общее и частное (κοινόν и ἴδιον). Имена бывают двух родов, рассуждает святой Василий, одни обозначают общую природу, например, человек; другие имеют значение частное, под которым разумеемся не общность природы, но очертание какого-либо предмета по отличительному его признаку, например, Павел и Тимофей. Следовательно, существует совокупность общих признаков (το κοινόν) в индивидуумах того же вида, которыми все они обладают в равной степени, почему все они обозначаются одним названием, причем ни один не выделяется в частности; в отношении к сущности Павел, и Силуан, и Тимофей одно и то же, так как никто не усмотрит в Павле иной сущности, чем в Силуане или Тимофее, и потому объекты, подведенные под одно понятие сущности, единосущны между собой. Слово «человек» неопределенностью своего значения вызывает в уме какую-то обширную мысль, так что хотя из такого наименования и видна природа предмета, но им еще не обозначается действительно существующий и имеющий свое отличительное имя реальный объект. Но если к сущности (οὑσία) присоединить характерные индивидуальные особенности, то получится ипостась: ипостась, говорит святитель Василий, есть такое понятие, которое видимыми отличительными свойствами изображает и очерчивает в каком-нибудь предмете общее и неопределенное. Таким образом, ипостась — определенный индивидуум, существующий отдельно (καθ᾽ἕκαστον), который заключает в себе и обладает οὑσία, но противополагается ей как частное общему: «Сущность и ипостась, — пишет святитель Василий, — имеют между собой такое же различие, какое есть между общим и отдельно взятым, например, между живым существом и некоторым человеком» (Письмо 236): «сущность к ипостаси имеет такое же отношение, как общее к частному» (Письмо 214).

Сущность Божия для природы человеческой непостижима и совершенно неизреченна. Ариане Аэций и Евномий утверждали, что при помощи диалектического метода человек может познать самую Сущность Божества так, как знает ее Сам Бог. Поставив своей задачей точно определить Сущность Отца, Евномий нашел, что такой Сущностью является «нерожденность» Отца, или Его абсолютная самобытность… Нерожденность — как исключительно свойство Бога — несообщима другим сущностям. Так как Сущность Сына — «рожденность», то Он не может быть из Сущности Отца, не Единосущен Отцу, потому что это вводило бы деление в Существо Божие, абсолютно простое, и не подобосущен, потому что рожденность не может быть подобна нерожденности… На основании общего словоупотребления и Священного Писания святитель Василий разъясняет, что сущность вещей постигается человеческим разумом по частям, а не воспринимается непосредственно и выражается несколькими различными именами, из которых каждое определяет только один какой-либо признак. Такое же значение имеют и наименования, усвояемые Богу как положительные: Святой, Благой и другие, так и отрицательные: Нерожденный, Бессмертный, Невидимый и т. п. Только из совокупности всех наименований возможно составить весьма слабое представление об образе Божием, сравнительно с действительностью. Поэтому и термин «нерожденный» сам по себе не может быть совершенным и полным определением Существа Божия, можно сказать, что Существо Божие нерожденно, но нельзя утверждать, что нерожденность — Существо Божие. Термином «нерожденный» указывается только происхождение или образ бытия чего-либо, но не определяется природа или существо… О парадоксальном утверждении Евномия, что он постиг самое Существо Бога, святитель Василий говорит, что разум человеческий свидетельствует только бытие Божие, а не определяет, что есть Бог, и Священное Писание удостоверяет, что Существо Божие непостижимо для человеческого разума и вообще для какого бы то ни было создания. Святитель Василий говорит о сообщимости Божественной Природы посредством рождения и о равенстве Отца и Сына. Сын действительно и от вечности рожден, поскольку в Боге нет времени. Бог имеет в Себе Отчество, сораспростертое с Его вечностью, поэтому и Сын, предвечно Сущий и всегда Сущий, не начал быть когда-нибудь, но когда Отец, тогда и Сын. Сын не есть создание или творение, а как рожденный от Отца, Он одной сущности с Ним и равного с Ним достоинства.

Отличительные свойства ипостасей, то, что сообщает им особый образ, святитель Василий Великий формулирует так: Отец есть некая Сила, нерожденно и безначально сущая, и Она есть Причина причины всего сущего. Он один имеет тот преимущественный признак Своей Ипостаси, что Он — Отец, и бытие Его не от какой-либо причины. Сыном все получило бытие; Он Один единородно воссиял от Нерожденного Света. Отличительный признак ипостасного свойства Духа тот, что Он по Сыне и с Сыном познается и от Отца имеет бытие, исходя от Отца (Письмо 38). В посланиях к Терентию Комиту и святому Амфилохию (ум. 394 г., память 23 ноября) (Письма 214 и 236) свойства Ипостасей определяются как Отчество, Сыновство и Освящающая Сила. Необходимо заметить, что святой Василий, вполне точно и определенно называя отличительные особенности Отца и Сына: нерожденность и рожденность (ἀγεννησία-γεννησίς) или Отчество и Сыновство (πατήρ-υἱός, πατρότης-υἱότης) (Против Евномия, I, 5; II, 28), в то же время не находит такого термина, которым ясно обозначался бы образ или способ происхождения или исхождения (τρόπος ὑπάπξεως) Святого Духа: он не нашел его в Священном Писании. Поэтому он говорит: «Благочестивому уму свойственно опасаться произносить о Духе Святом, что умолчано в Святых Писаниях, верить же, что опытное познание о Нем и точное постижение предоставлено нам в грядущем веке, когда, перестав видеть истину в зерцале и гадании, удостоимся созерцать ее лицом к лицу» (Против Евномия, III). Святой Василий не стыдится признаться в неведении о Святом Духе… Святой Дух, как исходящий от Бога, исходит не чрез рождение, подобно Сыну, но как Дух уст Божиих. Образ исхождения остается неизъяснимым (О Святом Духе, 18, ср. Беседа 24). Соответственно с этим в тринитарной формуле святого Василия мы не находим отличительного свойства (γνώρισμα) Святого Духа. Но это неведение о способе исхождения (τρόπος ὑπάπξεως) Святого Духа у святого Василия не препятствовало ему беспрекословно воздавать Святому Духу засвидетельствованное в Писании славословие и исповедовать Его Богом, Единосущным и равночестным с Отцом и Сыном.

Обычно молитвы и песнопения заканчивали славословием «Отцу чрез Сына во Святом Духе». Эту формулу принимали также и ариане и духоборцы, так как она допускала возможность объяснения ее в смысле их учения о тварном подчинении Сына и Духа. На эту формулу еретики и ссылались в подтверждение своего мнения. Чтобы сделать такие ссылки невозможными, святитель Василий стал предпочтительно употреблять славословие «Отцу с Сыном и Святым Духом». Святой Василий указывает, что необходимо в каждом речении и в каждом слоге открывать сокровенный смысл, но что еретики свои софистические рассуждения о слогах и предлогах направляют к утверждению лжеучения о различии по Сущности Отца и Сына и Святого Духа. Тонкое различение предлогов: с, через, взаимствовано еретиками у внешней мудрости, а в Священном Писании употребление этих предлогов не выдерживается строго, так что и в прежнем славословии нельзя найти подтверждения для арианских взглядов. Еретики доказывали, что так как Сын не вместе с Отцом, но необходимо после Отца, а следовательно, ниже Отца, то и слава Отцу воздаетсячерез Сына, а не с Сыном, поскольку последним выражением (с Сыном) обозначается равенство, а первым (через Сына) — служебное отношение. Святой Василий доказывает, что Сын не может быть низшим ни по времени, ни по чину, ни по достоинству. Поэтому могут быть допускаемы в церкви и та и другая формулы славословия, с тем лишь различием, что «когда берем в рассмотрение величие Естества Единородного и превосходство Его достоинства, тогда свидетельствуем, что Он имеет славу со Отцом; а когда представляем себе, что Он подает нам блага и нас самих приводит к Богу и делает Ему Своими, тогда исповедуем, что благодать сия совершается Им и в Нем. Посему речение: с Ним свойственно славословящим, а речение Им по преимуществу прилично благодарящим».


Учение о Святой Троице святителя Василия Великого


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке