«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Святоотеческие поучения о восьми главных страстях с их подразделениями и отраслями.
Не пища зло, но чревоугодие, не деторождение, а блуд, не деньги, но сребролюбие, не слава, а тщеславие: а когда так, то в сущем нет ничего злого, кроме злоупотребления.
Но во всем, что мы делаем. Бог взирает на цель, для Него ли или для чего другого мы то делаем (прп. Максим Исповедник).
I ЧРЕВООБЪЯДЕНИЕ
Объядение, пьянство, не хранение и разрешение постов, тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, ее живота и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого нехранение верности к Богу, Церкви, добродетели и людям.
Эта страсть характеризуется противостоянием души и тела. Авва Фалассий писал: «Бренное тело твое да будет покорно духу, а дух Предвечному своему Виновнику. Если не поработишь тело душе, то оно поработит душу диаволу. Как дело Божие правит миром, так и дело души управляет телом». Для победы над чревоугодием православный христианин направляет свою волю на приобретение добродетели воздержания.
ВОЗДЕРЖАНИЕ
Воздержание от излишнего употребления пищи и пития, в особенности от употребления в излишестве вина. Точное хранение постов, установленных Церковью. Обуздание плоти умеренным и постоянно одинаковым употреблением пищи, от чего начинают ослабевать вообще все страсти, а в особенности самолюбие, которое состоит в бессловесном люблении плоти, живота и покоя ее.
Разорви узы содружества с телом и не дай ему - рабу, ничего, кроме крайне необходимого (Авва Фалассий).
Давай телу столько пищи, сколько ему нужно и не получишь вреда, хотя бы ты ел и три раза в день. Если человек и один раз ест в день, но безрассудно, то какая ему от того польза? За многоядением следует брань блуда,.— и враг после него отягчает тело сном, чтобы осквернить его (прпп. Варсонуфий и Иоанн).
Если брат сварит пищу, и сварит ее не довольно хорошо, - то не скажи, что он сварил худо.
Человек, если не презрит тела своего, то не увидит света Божества (Авва Исайя).
Брат спросил авву Ксоя: если я выпью три чаши вина, - не много ли этого? Авва отвечал: если нет диавола, то не много.
Юный, беги от вина, как от змия; если случится немного выпить ради любви, то никак не пей лишнего.
Что пламень огненный в сухих дровах, то и тело при наполненном чреве (прп. Исаак Сирии).
Один и тот же час установи для принятия пищи и принимай ее для подкрепления тела, а не для услаждения (прп. Антоний Великий).
Только досыта ничего не вкушай, оставляй место Святому Духу (прп. Серафим Саровский).
Употребляй самую простую и дешевую пищу (прп. Антоний Великий).
Толстое чрево не родит тонкого смысла (свт. Иоанн Златоуст).
Мы не для того живем, чтобы есть, но для того едим, чтобы можно было жить и исполнять свои обязанности (протоиерей П. Соколов).
Душа ничем так не смиряется, как если кто будет воздержанным в пище (Авва Пимен).