«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Преподобный Симеон Новый Богослов

Главы богословские и созерцательные

1

Ни богомыслящему годится покаяние,

Ни кающемуся - богомыслие.

Ибо насколько отстоит восток от запада,

Настолько выше богомыслие покаяния.

Ибо как человек в болезнях и немощях пребывающий,

Или из в рубище одетых убогий и вопиющий о милостыне -

Так в покаянии сущий,

И покаяния дела поистине творящий, нарекается.

Богомыслящий же подобен есть в царском дворе воспитывающемуся,

В светлости наицарственнейшего одеяния,

И со своим сущим царем разговаривающему же самим всегда,

И от него ежечасно слышащему ясно,

Его повеления и воления.

2

Приложение внимания Богу,

Невнимания к иному всему причиной и ходатаем бывает -

Кроме самого Бога,

И множество осияния Его - совершенное ослепление,

И, выше чувства, сверхсовершенное чувство -

Всего, вне Его сущего, - бесчувствие.

Ибо чем и каким образом, и где, и что, и как, -

В чем оно есть - неведающее,

И распознать или уразуметь вовсе это не возмогающее -

Как чувство будет существовать,

И разве не более сверх чувства то?

Ум же в чувстве своей немощи,

Бесчувственным к тому, что выше чувства,

Не будет ли обретен?

Ибо "их же око не виде, и ухо не слыша,

И на сердце человеку не взыдоша",

Как чувству будут подвержены?

3

То, что выше чувства нам дарующий Господь,

Дает нам и выше чувства чувство другое,

Посредством Духа Своего,

Да те, что выше чувства, Его дары и дарования,

Сверхестественно, посредством всех чувств,

Ясно и чисто мы чувствуем.

4

Всякий, бесчувственный к Единому,

Ко всему бесчувственен есть.

Как и чувство имеющий к Единому - в чувстве всего,

И чувства всего вне есть.

В чувстве всего есть, и чувством этого не охватывается.

5

Глухой к Слову - глух ко всякому гласу,

И слышащий Слово - всех слышит.

Он, будучи глухим ко всякому гласу, всех слышит и никого,

Если только не в Слове единственных словеса творящих.