«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Преподобный Симеон Новый Богослов
Главы богословские и созерцательные
1
Ни богомыслящему годится покаяние,
Ни кающемуся - богомыслие.
Ибо насколько отстоит восток от запада,
Настолько выше богомыслие покаяния.
Ибо как человек в болезнях и немощях пребывающий,
Или из в рубище одетых убогий и вопиющий о милостыне -
Так в покаянии сущий,
И покаяния дела поистине творящий, нарекается.
Богомыслящий же подобен есть в царском дворе воспитывающемуся,
В светлости наицарственнейшего одеяния,
И со своим сущим царем разговаривающему же самим всегда,
И от него ежечасно слышащему ясно,
Его повеления и воления.
2
Приложение внимания Богу,
Невнимания к иному всему причиной и ходатаем бывает -
Кроме самого Бога,
И множество осияния Его - совершенное ослепление,
И, выше чувства, сверхсовершенное чувство -
Всего, вне Его сущего, - бесчувствие.
Ибо чем и каким образом, и где, и что, и как, -
В чем оно есть - неведающее,
И распознать или уразуметь вовсе это не возмогающее -
Как чувство будет существовать,
И разве не более сверх чувства то?
Ум же в чувстве своей немощи,
Бесчувственным к тому, что выше чувства,
Не будет ли обретен?
Ибо "их же око не виде, и ухо не слыша,
И на сердце человеку не взыдоша",
Как чувству будут подвержены?
3
То, что выше чувства нам дарующий Господь,
Дает нам и выше чувства чувство другое,
Посредством Духа Своего,
Да те, что выше чувства, Его дары и дарования,
Сверхестественно, посредством всех чувств,
Ясно и чисто мы чувствуем.
4
Всякий, бесчувственный к Единому,
Ко всему бесчувственен есть.
Как и чувство имеющий к Единому - в чувстве всего,
И чувства всего вне есть.
В чувстве всего есть, и чувством этого не охватывается.
5
Глухой к Слову - глух ко всякому гласу,
И слышащий Слово - всех слышит.
Он, будучи глухим ко всякому гласу, всех слышит и никого,
Если только не в Слове единственных словеса творящих.