Духовное путешествие
Духовное путешествие
Духовное путешествие
Митрополит Антоний Сурожский
Содержание
Информация о первоисточнике
"Препоясав чресла наши"
Рассказ о Вартимее
Рассказ о Закхее
Притча о мытаре и фарисее
Притча о блудном сыне
Притча о суде
Воскресение и Крест
Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна.
При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка:
Интернет-издание Электронная библиотека "Митрополит Сурожский Антоний" (mitras.ru/).
Преобразование в форматы epub, mobi, fb2
"Православие и мир. Электронная библиотека" (lib.pravmir.ru).
"Препоясав чресла наши" Митрополит Сурожский Антоний "ПРЕПОЯСАВ ЧРЕСЛА НАШИ"
В отличие от того, что
считают и чувствуют многие, период
духовного напряжения (скажем, во время
Великого поста или говения) это время
радости, потому что это время возвращения
домой, время, когда мы можем ожить. Это
должно быть время, когда мы отряхиваем с
себя все, что в нас обветшало и омертвело,
для того чтобы обрести способность жить, -
жить со всем простором, со всей глубиной и
интенсивностью, к которым мы призваны. Пока
нам недоступен, непонятен этот момент
радости, у нас будет получаться чудовищная
и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя
Божие, превратим жизнь в сплошное мучение
для самих себя и для тех, кому придется
расплачиваться за наши бесплодные потуги
стать святыми. Это понятие радости может
показаться странным рядом с предельным
напряжением, подвигом воздержания, с
настоящей борьбой, и тем не менее радость
проходит через всю нашу духовную жизнь,
жизнь церковную и жизнь евангельскую,
потому что Царствие Божие
До тех пор, пока мы не осознаем это, духовное напряжение не может быть радостью, оно непосильно и ставит нас перед лицом суда и ответственности - потому что мы сами должны осудить себя для того, чтобы перемениться и быть в состоянии встретить День Господень, славное Воскресение с открытым сердцем, не пряча лицо, готовые возрадоваться, что он пришел. И всякий приход Господень это суд. Отцы
Церкви сравнивают Христа с Ноем и говорят, что присутствие Ноя среди его современников было одновременно и осуждением, и спасением их. Оно было осуждением, потому что присутствие одного человека, оставшегося праведным, всего лишь одного-единственного человека, который сумел стать святым Божиим, служило доказательством, что это возможно и что грешники, те, кто отверг Бога, кто отвернулся от Него, могли бы быть такими же. Таким образом, присутствие праведника явилось судом и приговором его времени. Но оно же было и спасением его времени, потому что единственно благодаря ему Бог помиловал людей. Это же относится и к приходу Христа.
Есть и другой радостный
момент в суде. Суд не есть нечто находящее
на нас извне. Придет день, когда мы
предстанем перед Богом и будем судимы, но
пока наше странничество продолжается, пока
перед нами лежит путь, ведущий нас к
В этом отношении мы очень часто идем во тьме, и тьма эта является результатом помрачения нашего ума, помраченности нашего сердца, помраченности наших очей, и только когда Сам Господь прольет Свой свет в нашу душу, в нашу жизнь, мы можем вдруг увидеть, что в ней дурно и что правильно. Есть замечательное место в писаниях отца Иоанна Кронштадского, где он говорит, что Бог не раскрывает нам уродство нашей души, пока не обнаружит в нас достаточно веры и надежды, чтобы мы не были сломлены зрелищем собственных грехов. Иными словами, когда мы прозреваем все, что в нас есть темное, когда это знание растет и мы все больше понимаем себя в свете Божием, то есть в свете Божиего суда, это означает две вещи: это означает, конечно, что мы с горечью открываем собственное уродство, но также и то, что мы можем радоваться, потому что Бог одарил нас Своим доверием. Он даровал нам новое знание нас самих такими, какие мы есть, какими он всегда видел нас и какими, порой, не позволял нам увидеть себя, потому что мы не вынесли бы этого видения правды. И здесь снова суд оборачивается радостью, потому что, хотя мы и открываем то, что дурно, это открытие означает, что Бог увидел в нас достаточно веры, достаточно надежды и достаточно силы духа, чтобы позволить нам прозреть, потому что Он знает, что теперь мы в силах действовать. Все это важно, если мы хотим понять, что радость и духовный подвиг неотделимы друг от друга. Иначе постоянное и настойчивое усилие Церкви, слова Божиего открыть нам, что в нас дурно, может привести к отчаянию и омрачению ума и души. Если мы станем чересчур подавленными и падем духом, мы не в состоянии будем встретить Воскресение Христово с радостью, потому что тогда мы поймем, вернее, нам покажется, будто мы поняли, что оно не имеет к нам никакого отношения. Мы во тьме, а Христос - свет. Мы увидим свое осуждение и приговор в тот самый момент, когда должны бы выйти из тьмы в Божие дело спасения, которое - и наше осуждение, и наше спасение.