Житие и поучения преподобного Феодора Санаксарского

Житие и поучения преподобного Феодора Санаксарского

Феодор (Ушаков), Санаксарский (1718 - 1791), иеромонах, преподобный.

Память 19 февраля, 21 апреля (обрет. мощей).

ru Tabias FictionBook Editor Release 2.6 04 May 2011 http://krotov.info/lib_sec/20_u/usha/kov1734.htm E4E06EC7-5D53-495C-9B29-21BCF6C7CAB5 1.0

1.0 — создание файла — Tabias

2005

Житие и поучения преподобного Феодора Санаксарского

Житие преподобного Феодора Санаксарского

Преподобный отец наш Феодор Санаксарский родился в 1718 г. в сельце Бурнаково Романовского уезда Ярославской провинции, в родовом имении благочестивых дворян Игнатия и Ирины Ушаковых, и при святом крещении был наречен Иоанном. Возраставшего в родительском доме отрока от юности напитывали благочестием, усердно научая его Закону Божиему и добродетельной жизни. Когда Иоанну было шесть лет, у него умерла мать. Вскоре отец женился второй раз. Его новая супруга Параскева и воспитала отрока Иоанна в вере и благочестии.

Когда Иоанн достиг совершеннолетия, его родители, как люди состоятельные, определили юношу на воинскую службу в гвардейский Преображенский полк в Санкт-Петербурге, где за особое усердие Иоанна вскоре произвели в сержанты.

Живя в столице, в довольстве, среди веселых и беспечных товарищей, среди раздольного быта и увеселений, обычных тогда в столице и гвардии, молодой Иоанн Ушаков легко мог бы со временем потерять свои природные благочестивые наклонности, ибо, по слову Апостола, "худые сообщества развращают добрые нравы" (1 Кор. 15:33). Но человеколюбивый Господь, не хотящий смерти грешника, но ожидающий обращения его и "еже живу быти ему" (Иез. 18:23), не оставил юношу окончательно уклониться от благого пути правды Божией и погибнуть в развращении, но сподобил его прийти к покаянию следующим образом.

Во время обычного шумного собрания гвардейцев-товарищей Иоанна, в самый разгар веселья, один из юношей, бывший до того совершенно здоров и весел, внезапно упал замертво. Увидев умершего без покаяния товарища, Иоанн, словно очнувшись от обаяния мирских соблазнов, внезапно осознал всю непрочность того, что люди называют счастием. Тотчас же решился юноша оставить все: воинский чин, друзей, родителей и всю красоту этого мира, и тайно бежать в пустыню, желая стяжать звание воина Царя Небесного, наследовать гражданство Небесного Иерусалима, "вчиниться в лице другое Христовых", среди истинной красоты Царствия Божиего. Жаждущая сугубого подвига юная душа укрепилась тогда словами преподобного Иоанна Лествичника:

"Изыдите от среды их, и отлучитеся, и нечистоте мира не прикасайтеся, глаголет Господь (2 Кор. 6:17). Кто бо когда у них сотвори чудеса? Кто мертвых возстави? Кто изгна демонов? Никтоже. Вся бо сия иноков суть награждения, яже мир вместити не может. Аще же бы возмог, то к чему бы был иноческий подвиг и отшельничество?"