Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Преподобный Максим Исповедник

Освященному рабу Божию отцу духовному и учителю господину Фоме смиренный и грешный Максим, недостойный раб и ученик.

1. Говорят, что ипостасью мудрости является добродетель, сущностью же добродетели - мудрость. Поэтому доказательством постоянной мудрости служит образ (tro,poj) научения созерцаемым, твердым же основанием добродетели установлен логос созерцания практических, обоих же неложнейший характи,р - пристальное рассматривание истинно непоколебимого сущего, разделяемое на желание (po,qoj) и страх (fo,boj); одно привлекает к Красоте, другое же устрашает величием Творца; из них происходит срастворение (su,gkrasij) с Богом достойных, согласно несмешиваемому единству, творящее претерпевающих по положению то [бытие], которое называется по природе Творящим.

2. Итак, сих, освященне, ты, как никто другой из смертных, предпочитаешь всему: мудрость показав постоянно являемую образом совершаемых, добродетель же представив твердо подтвержденную Логосом мыслимых, обоих ты сделал характиром стремление к истинному бытию, сдерживаемое желанием и страхом Творца. По этому стремлению, будучи соединяем полностью со всем Богом (o[loj o[lw| qew/|) духовным образом (sce,sei), ты неложно шествуешь посредством веры к участию в видении благ, обнаружение которого - обожение, обозначенное теми святыми, через которых Бог становится узнаваемым смертными (evkei,noij semnoi/j shmai,nousa diV w-n o` qeo.j toi/j u`po. ge,nesin kaqi,statai gnw,rimoj). Поэтому, упражняясь с ненасытимостью лишь в боготворящем знании, ты обладаешь присноподвижным стремлением, которое делает для тебя отцом желания пищу, парадоксально усиливающую причастием [от нее] алкание.

3. Сего ради, жемчужина, ты снова вопрошаешь грязь; питающийся зернами - испачканного навозом; чистый и сияющий и не носящий признака плотского вещества и убежденный в тщетности сей преходящей жизни, посмеивающийся светящимся и пылающим умам - делающего единственным признаком жизни зловоние страстей. И ты принуждаешь меня, не выдерживающего тяжести твоего крайнего богоподражаемого истощания, снова прикоснуться духовным логосам, [меня], ещё не принявшего через делание [добродетелей] само крещение Иоанна, ни услышавшего есть ли Святой Дух через духовное созерцание.

Впрочем, я примусь за это, будучи смелым (ибо кто смелее невежды учащего), исполняя твою заповедь, владыки моего и освященного отца, твоими молитвами поддерживаемый, и сие главное слово сотворяю, от первого из предпоставленных начиная.

4. Святаго Григория из первого слова о Сыне: «Посему Монада от начала подвигшаяся, остановилась на Триаде» и снова его же из второго [слова] о мире: «Ибо Монада, двигаясь по причине богатства, преступила диаду (ибо выше материи и формы, из которых состоят тела), и определилась Триадой по причине совершенства».

5. Так как ты повелел примирить тебе в сих словах различные причины движения пребезначальной Монады и освободить изнемогающий ум от недоумения о сих, я, богочтимый владыко, вижу - хотя зрение души отнято по причине дебельства рассуждения - одну и ту же причину, мысленно представляемую из обоих [слов], которую сам учитель устанавливает ясным и определенным [способом], не имеющим ничего загадочного, в слове о Сыне говоря: «Мы чтим единоначалие; впрочем не то единоначалие, которое определяется единством лица (pro,swpon) (ибо и одно, если оно в раздоре с собой, составит множество), но то, которое составляет равночестность естества, единодушие воли, тождество движения и направления к единому Тех, Которые из Единого...»

...на обоих. Я говорю, что таким же является движение человеческого знания о том, как Монада есть Триада, не могущего постигнуть одновременно каким образом в Божестве логос бытия и способ (tro,poj) существования (tou/ u`festa,nai) совместно сооткрываются.

6. Итак, Монада движется по причине богатства, чтобы не было бедным божество, иудейски сокращаемое определением одного лица, превосходит же диаду, чтобы Божество не было понимаемо как тело в объеме, виде, явлении и созерцаемом образе; ограничивается же Триадой по причине совершенства, чтобы не было раздора в Божестве, по-эллински во множестве мифологическом. Ибо единственнейшее [бытие] - совершенное - [есть бытие] по природе несложное, неразсеиваемое и избегающее одновременно единичности по ипостаси, двоичности по материи и умножения по сущности. Это именно то, что и через посланный томос ясно я показал, сказав: «Ибо это значит превзойти диаду и не остановиться на диаде, и снова ограничиться триадой и на Триаде остановиться движению Монады, если только мы почитаем Единоначалие не любочестное (avfilo,timon), как определенное одним лицом или опять беспорядочное как растекающееся в безграничное, но которое [есть] единочестная по природе Троица: Отец, Сын и сопричисляемый Святой Дух»; и опять: «Поскольку Божество [есть] монада и не диада, не Триада, не множество, как безначальное, бестелесное и безраздорное».

7. Итак, отче святый, ни одно из затруднений я не скрыл, по домостроительству сохранив [их под] неким таинственным смыслом для более подготовленных слушателей (ибо кто превосходит тебя в понимании или возвещении [вещей] божественных?), но я изрек все по моим силам, хотя мое изложение по виду просто, как ты видишь из изложенного.

8. Того же из того же слова: «[Божество] посредством ума вступило в общение с плотью и дольний человек стал Богом, после того как соединился с Богом и стал с Ним едино, потому что препобедило лучшее».


«...Иисус Наставник, помилуй нас!»


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке