Протоиерей Валериан Кречетов-О СЕМЬЕ-Однажды мне пришлось участвовать в беседе о преподобном Серафиме, и там мне подарили
Протоиерей Валериан Кречетов
О СЕМЬЕ
Однажды мне пришлось участвовать в беседе о преподобном Серафиме, и там мне подарили книгу "Русские обычаи", в которой я обнаружил некое чернокнижие в качестве фольклора. И начинается оно такими словами: "Выйду из дома не перекрестившись, не благословившись". Отсюда нужно делать четкий вывод: все, что делается по -христиански, должно быть "перекрестившись и благословившись". Это первый ответ на все вопросы, возникающие у нас, когда мы сталкиваемся с проблемами семьи, воспитания и всей нашей жизни. Все, что начинается "не перекрестившись не благословившись", соответственно, дает очень горькие плоды. Когда говорят о неурядицах в семейной жизни, о несоответствии характеров, спрашиваешь: "А вы венчались, благословившись начинали семейную жизнь?", - отвечают "нет". Но если вы молились, если получили благословение, тогда все идет по-другому, хотя, конечно, бывают и исключения. Враг старается опорочить всякое доброе начинание, и по немощи мы поддаемся и даже падаем, но это подчеркивает только то, что мы на правильном пути. Осмысление семейной жизни должно начинаться смолоду с подготовки себя к подвигу семейной жизни. Брак - это прежде всего союз христианских душ, единодушие мужа и жены - идеал христианской жизни. Господь перед своими страданиями говорил: "да будут сии едины, якоже и мы". И это единство должно быть в христианской семье прежде всего, дальше все идет своим чередом. У детей, рожденных в такой единодушной семье, уже от зачатия заложено душевное здоровье, и это вынуждена признавать даже светская наука. Несколько лет назад в "Известиях" была напечатана статья "Счастлив рожденный в любви", где говорилось, что если в семье любовь, согласие, мир, то даже при отягченной наследственности фактор риска для ребенка сильно снижается. И поэтому не может быть разномыслия, разногласия в том, что единение в семье должно быть только на христианской основе, и тогда супруги будут друг друга понимать, и даже разные характеры не помеха. "Друг друга тяготы носите", - по слову апостольскому. Любовь и снисхождение к немощам друг друга, как покрытие их любовью, - основа семейных отношений. И еще сказано: "Не муж распоряжается собой, но жена, не жена распоряжается собой, а муж, но да поживут по воле Твоей". И эти слова суть законы, которые передаются из поколения в поколение. И никаких вопросов не возникнет, когда все это будет лежать в основе семейной жизни.
Поэтому христианский брак, конечно, предполагает прежде всего и дух христианский, чтобы муж и жена были христианами настоящими или, по крайней мере, старались ими быть. А бывает, что супруги верующие и ходят в храм, но нет внутреннего подвига, поэтому христианство поверхностное. Если люди венчаются, но не ведут христианскую жизнь по-настоящему, то и в такой семье бывает трудно. Нужно не просто венчаться, еще нужно вместе молиться, регулярно исповедоваться (желательно у одного духовника) и причащаться, и тогда будет легче разрешать многие семейные проблемы. Семейные отношения, в сущности, - это просто добрые христианские отношения между собой.
О творениях святых отцов обычно говорят, что они написаны для монахов. Так вот, отцы-наставники близкого к нам времени указывали, что между монашествующими и семейными есть отличие только в обетах. Монашествующие дают обеты безбрачия и нестяжательности, все остальное в духовной жизни должно быть одинаково. То есть, когда вы читаете, что некий монах смирялся, слово "монах" можно поставить в скобки, потому что любой христианин должен смиряться. Когда говорят, что два монаха старались жить в мире друг с другом, можно представить себе, что это муж с женой. У одного монаха были сложные отношения с другим монахом, и он решил перейти в другой монастырь, а там уже с двумя монахами проблемы, он перешел в третий монастырь, там больше на него восстали, он перешел в четвертый, там все на него восстали. Куда же дальше идти? Тогда он написал у себя на поясе: "Терпи все ради Господа" и остался в этом монастыре. И когда ему бывало тяжко, он развернет пояс, почитает и ходит веселый. Монахи озлобились на него, считая его чародеем. Обратились к игумену. Игумен послал его на тяжелую работу, чтобы он утомился. Монах из послушания выполнил все. Потом, когда он заснул, игумен тихонечко развязал его пояс, прочитал написанное, понял все и говорит монахам:
"Давайте его на суд, посмотрим, что он за чародей". И вот братия вывела его на суд, развернули пояс, прочитали, что там написано и посрамились, а он сбежал, кажется, уже от славы. Они стали почитать его как подвижника.
Таков закон: если кто думает, что он убежит откуда-то, то да будет известно, что прибежит к большему еще. Симеону Столпнику было видение. Некто дал ему заступ и велел копать. Он копал, копал и сказал себе: "хватит". Только присел, голос говорит: "Копай глубже". Он опять копает, только захотел присесть, ему опять: "копай глубже". Он и решил, что будет копать хоть сквозь землю. И тогда голос говорит: "Хватит. Теперь полагай основание, а потом будешь строить". Этот монашеский пример относится и к семейной жизни. Каждый в своей семье должен копать глубже. Копать глубже трудно, но нужно копать и не ждать облегчения. Если будете ждать облегчения, то услышите "копай глубже", и придется копать до тех пор, пока Господь не облегчит. И этот принцип приложим ко всему, потому что мы постоянно забываем, что все управляется промыслом Божиим, и мы на земле выполняем некое назначение, данное нам в путях промысла. Кроме того, мы не знаем сами, что нам полезно, и где нам положены пределы, а Господь знает. "Что Бог ни делает, все к лучшему". На этом принципе создавалась и жила русская православная семья. Раньше невеста часто не делала своего собственного выбора, жениха ей выбирали родители, и при этом считалось, что такова воля Божия. Преданность воле Божией - это христианское отношение к семейной жизни. Оно всегда укрепляло, давало силы в терпении. Да, Господь часто исполняет наши прошения, хотя мы просим не того, что нам истинно нужно. Если усердно просим, с верою, Господь может послать, а потом мы сами убеждаемся, что этого и не нужно нам было.
Семейную жизнь нужно начинать с молитвы о том, чтобы Господь указал того человека, который будет тебе и помощником и опорой. Так вот, молитва, конечно, должна предварять этот выбор, но если сердце выбрало раньше, надо просить, чтобы это было по воле Божией. Одна женщина рассказывала мне, что когда она была молодой девушкой, ей понравился один семинарист. И так он был ей по сердцу, что она молила о нем Господа. Стоит она в церкви, он стоит впереди, она видит его затылок, и так молится: "Господи, что бы ни было, только бы он был мой". Он обратил на нее внимание, они познакомились, стали встречаться, он сделал девушке предложение. Они поженились, потом он стал священником, прожили два или три года, двое детишек родилось, все идет хорошо. Вдруг какая-то авария с газом. Он говорит: "Сейчас я быстро разберусь и все сделаю". Надышался газом, отравился и умер. Она плакала: "Зачем же я так просила: что бы ни было, только бы он был мой!" Господь выполнил просьбу, и вот теперь она вдова. А через несколько лет и сама она скоропостижно скончалась, оставив двоих детей. Вот что иногда получается. Да, нужно молиться, но необходимо, как учат святые Отцы, оставлять хоть немножко для воли Божией. "Не моя воля, а Твоя да будет". Не "что бы ни было", а "Господи, ты лучше знаешь, я очень хочу, но ты лучше знаешь". Мой родной отец рассказывал такой случай: ему понравилась одна девушка, и он пришел к своему духовнику и говорит: "Нравится такая-то девушка, благословите". Священник сказал: "Не благословляю, выкинь ее из головы, она тебе не пара". - "Батюшка, почему? Она очень хорошая девушка". - "Она кристальной души человек. Но тебе она не пара", - сказал батюшка. И отец послушался своего духовника. А через два года она умерла. Вот что значит "благословившись". А благословение на брак с моей матушкой папа получил с того света. В 30 - 31 году он был в северных краях и переписывался с моей мамой. Его отец, мой дед, был на востоке, а мама умерла. И вот он думает: "Кто же меня благословит?" И вдруг во сне является ему его мама. Он говорит: "Мама, я собираюсь жениться, ты благословишь меня?" Мама перекрестила его и говорит: "Благословляю". Второй раз широким крестом благословила: "И на военную службу". В 41-м году он пошел на войну с благословением матери, полученным с того света за десять лет до этого. Вот что значит благословение родительское. А все, что делается не благословившись, не перекрестившись, все это с "того конца" в "том духе". Не удивительно, что теперь, когда у нас все делается не перекрестившись, не благословившись ни у родителей, ни у Церкви, получается все плохо. Это еще чудо, что нас молитвами наших усопших предков какие-то силы еще сохраняют. Я уже говорил: когда люди приходят жаловаться на нелады в семье, я спрашиваю: "Вы венчаны?" - "Нет". "А муж крещеный?" - "Не знаю". - "Да как же вы живете, что же ты ничего не знаешь?" Что же тут удивляться? Жена даже не знает, верующий у нее муж или нет. Вот где корни всех проблем, и что же тогда говорить о воспитании детей, если мы сами...