Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Преподобный Никита Стифат

Трактат о рае

Содержание

а. Сколькими способами мы видим божественный рай чувственно воспринимаемым при благочестивом созерцании.

б. С другой стороны, сколькими способами мы видим рай умопостигаемым через логосы созерцания и какие в нем насаждения.

в. Каковы плоды обоих насаждений умопостигаемого рая?

г. Иначе: божественный поворот из созерцания в созерцание.

д. Через аллегории, иное, более возвышенное, созерцание поручения и заповеди Бог а для Адама.

е. Другое самое мудрое и возвышенное созерцание умопостигаемого рая и каноны врата, вводящие в него, каковы выводящие и какие в нем божественные насаждения.

ж. Каково делание и хранение умопостигаемого рая и ходатаем чего становится причастие ею плодам для различно возделывающих в нем?

з. Каким образом Слово установило (только) двое, а не мною, врат в этом раю, обращающихся также, как и Херувимы, и что за различие действия каждых из этих (врат)?

Примечания.

1. Итак, давайте поразмышляем о рае! Ибо это цель нашего трактата1, ради которой я и погрузился в труды2 над ним после трактата, написанного мною о душе.

Однако, если угодно, давайте так (и) рассмотрим все, сообразно цели, согласно исходному значению3, ибо сначала нам необходимо исследовать:

- каким образом божественный рай создан осязаемым для нас и одновременно умопостигаемым;

- каковы плоды обоих божественных насаждений умопостигаемого рая;

- что такое возделывание и хранение умопостигаемого рая;

- и ходатаем4 чего становится причастие его плода для различно5 возделывающих в нем;

- каким образом Слово установило (только) двое, а не много, врат в этом раю, обращающихся так же, как и Херувимы6,

- и что за различие действия каждых из этих (врат);

- затем (нам необходимо) также поразмышлять о Древе Жизни и точно так же о Древе знания, которое называется Познанием добра и зла7.

Ибо, таким образом, насколько нам доступно, мы сами узнаем, согласно божественному апостолу, каково богатство благости8 Божией на нас9, и каковы благодеяния нам свыше от Него10, и почему мы отпали и отпадаем11 от божественных даров12 дурным расположением воли13.

2. Итак, я прошу, предоставьте мне отверстым ваш слух, во вместилище слова, и обратите к сказанному внимающий ум, чтобы и вам самим стать очевидцами истины, и нам принесло бы наибольшую прибыль служение слова, получающее, подобно некой плате14, благословение и благодать Духа, благодаря подаянию помощи слушающим Воистину так.

3. Создав сначала человека двойным15, я имею в виду из видимой и невидимой природы, видимым и невидимым, чувственно воспринимаемым и постигаемым умом, Бог, очевидно, создал точно такой, соответствующий его природам, и образ жизни его - рай, чувственно воспринимаемым и постигаемым умом, видимым и невидимым16, посадив посреди него Древо Жизни и Древо знания, которое называется Познанием добра и зла. Один из них (рай) Он насадил в Эдеме сообразно этому видимому миру, расположенным на востоке17, возвышающимся над всей землей для наслаждения Адама - ибо "Эдем" переводится "наслаждение"18, - окруженным воздухом тонким, благорастворенным и самым чистым, украшенным вечноцветущими растениями, полным света и неизреченного благоухания, превосходящим мысль19 о всем чувственном великолепии и о всякой красоте. И, следовательно, только одно нужно было сотворенному по образу Божию - пребывать в (этом) образе жизни20. Другой же (рай Он насадил) сообразно умопостигаемому и невидимому (миру), существующим и расположенным внутри человека, так как человек был сотворен, чтобы (быть) великим миром в малом мире21, видимом, и помещен Богом на землю.

4. Итак, давайте поведем речь об этом умопостигаемом (другом рае), о котором мы и хотим сейчас узнать. Так же как он (первый рай) был затворен для Адама именно после грехопадения, так и огненный меч22 отступает от меня23 уже с тех пор, как Христос был распят и воскрес, и нам верующим именно в силу этого нет нужды в нем (первом рае), ибо всем открыт вход на Небеса и присно24 возвещается Царство со Христом от Него, чтобы и мы были бы там, где Он есть, как Он говорит в своих Евангелиях: чтобы там, где Я, и вы были25. В нас же существует некая сильная потребность умопостигаемого и невидимого (рая), как сказано, (потребность) точно знать его природу и место и божественные растения, насажденные в нем Богом, от которых во благовремении мы призваны получать помощь, и в нем мы поставлены возделывать и хранить26.

Однако началом истолкования его (рая) является, конечно, весьма полезное размышление - ходатай помощи для уже преуспевающих в созерцании и добавка более совершенного ведения для испытывающих глубины Духа. Давайте, таким образом, начнем с самого начала.


«...Иисус Наставник, помилуй нас!»


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке