Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Преподобный Иустин (Попович)

Христианство по учению преподобного Макария Египетского

Пер. с сербского: иеромонах Анфим (Свято-Троицкая Сергиева Лавра).

Христианская жизнь.

1. Особенности христианской жизни.

2. Цель христианской жизни.

Путь христианского подвижничества.

1. Сила благодати.

2. Деятельность христианина.

3. Действия злой силы.

Христианское совершенствование.

1. Обожение (τέωσις) личности.

2. Обожение души.

3. Обожение ума.

4. Обожение воли.

5. Обожение сердца.

Заключение

 

Христианская жизнь

Христианство - это великий дар Бога человеческому роду. Это именно дар, смиренное приношение Всесвятого. Всесовершенного Творца, выражение Его бесконечной любви. Учение преподобного Макария о христианстве открывает эту тайну совершенной любви, называя новозаветный образ жизни духовной стихией, "где столько мудрости и тонкости", что в ее познание человек приходит только при "постепенном возрастании" (Преподобный Макарий Египетский. Духовная беседа 15, 39. //Духовные беседы. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Далее сокращенно: 15, 39).

1. Особенности христианской жизни

Постепенно совершенствуя свое внутреннее состояние, христианин не может не видеть, не переживать духовных качеств христианства, с которыми согласуется его внутреннее состояние, потому что Дух Божий наполняет христианскую жизнь и движет ею. При этом христианская жизнь имеет свои особенности. Чтобы полнее раскрыть их, авва Макарий первоначально обращает внимание на общее значение христианства. Для этого преподобный использует описание внутренних состояний последователей мира и христиан.

Показывая изнутри разные направления жизни, святой отец дает как бы духовную характеристику этим направлениям, вскрывая различие между ними. Этим противопоставлением преподобный выясняет общее преимущество и особенности христианства. Он пишет: "Мирские люди подлежат иному влиянию духа лести, по которому мудрствуют земное; а у христиан иное произволение, иной ум, они люди иного века, иного града, потому что Дух Божий пребывает в общении с душами их"(15, 9). Для преподобного Макария никто не свободен от последствий духовного воздействия. Разделяя людей на два направления, авва Макарий сообщает общую, но очень точную характеристику духу, которому подчинены люди мира - это "дух льсти" ("лести"). Данная духовная ориентация, по мысли аввы Макария. находится в полной зависимости от земного, имея своим руководящим началом единственно земные цели. Подчиняя человека законам мира, "дух льсти" опутывает внутреннюю природу тонкими ощущениями "мирского сладострастия" (25, 3) и через это содержит человека в состоянии обмана, прелести, "льсти". Это духовное содержание жизни целенаправленно формирует и направляет разум, волю, творческие качества человека против его небесного призвания. Руководствуясь этим состоянием, мирянин не знает и не понимает духовных качеств христианства, потому что "противление явно и тайно во всем овладело человеком" (21, 2). Эта беззащитность и расположенность мирских людей к сладострастию, по мысли Преподобног, приводит их к крайней степени внутреннего расстройства, и тогда человек становится "чуждым самому себе" 1.

Вообще преподобный Макарий лишь кратко останавливается на описаниях приверженцев мира. Излагая закономерность духовных последствий противления Богу и образу жизни во Христе, авва также указывает первопричину этого противления. Наполненные духовным опытом. "Беседы" преподобного многократно выставляют ее на передний план, указывая на порчу от страстей и греховную тьму, которые "со времени преступления... лежат на всей твари и на всем естестве человеческом" (12, 5), и "проникли во весь грешный род человеческий" (5, 3). Видим, что первопричина этого, по учению аввы Макария, находится в человеческом естестве. Конкретизируя данную проблему, святой отец пишет, что "вследствие преслушания первого человека (люди) приняли в себя странное для нашего естества - вредные страсти" (4, 8). Следовательно, страстное человеческое естество является тем "материалом", с помощью которого дух противления обманывает, запутывает и обольщает человека.

Поэтому, в изъяснении святого отца, христианство является "великой тайной" (27, 4) и владеет такой духовной силой, что человек "еще здесь может получить внутреннее освобождение от уз, тенет, преград и тьмы лукавых духов, то есть от действия тайных страстей" (21, 7). Тем самым, противопоставляя разные направления жизни, авва Макарий указывает общее значение и спасительное преимущество христианства. Далее Преподобный описывает особенности христианской жизни. Особенности христианской жизни, по святому Макарию, - это духовные частности жизни христиан, которые отличают новоначальных от подвизающихся и преуспевающих - от совершенных. В сочинении Преподобного находим богатый описательный материал, которым святой отец старается точнее передать особенности духовной жизни. Например: "святые души носятся и путеводствуются Духом Христовым" (1, 9), "грех примешался к душе" (2, 2), "препобеждены небесным желанием" (4, 15), "порок льстит и склоняет волю ума" (5, 9), "внимать Господу с томлением сердца" (6, 1), "покрывало тьмы" (14, 2), "благодать проникает" (15, 18), "отрезвиться от вещественного упоения" (24, 5). Этими выразительными словосочетаниями раскрывается сложность духовной жизни. Видим, что ее содержание зависит от следующих основных причин - абсолютной духовности христианства, состояния греховности человека и необходимости подвига в духовной жизни. Наличие этих реалий способствует возникновению особенностей христианской жизни, которая обращает христианина к аскетическим средствам. Постепенно совершенствуя внутреннее состояние, подвижник приобретает духовный ум, духовную волю, духовное сердце и в целом согласует свою жизнь с Духом Божиим. Это "духовное возрождение" (26, 2), или христианский путь синергии, позволяет соотносить духовные особенности жизни с необходимыми аскетическими средствами и ясно представлять цель христианской жизни.

2. Цель христианской жизни.

По учению преподобного Макария Египетского, христианская жизнь является актом высокого назначения, которым христианин приобретает необходимое Духовное для совершенной полноты в этой жизни и в будущей. Цель христианской жизни, по учению египетского отца, достигается постепенным преодолением повреждений человеческого естества и духовных поднебесных препятствий (Еф.6:12), которые находятся в тесной взаимосвязи и поэтому устраняются единственно подвижническим путем. Другого пути в достижении цели христианской жизни авва Макарий не представляет, потому что путь - один, так же как и цель - одна. Основываясь на личном опыте, авва Макарий использует в изложении своего учения широкий "горизонт" богословско-мистических познаний. Это подтверждает высокую духовную жизнь преподобного.


«...Иисус Наставник, помилуй нас!»


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке