Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Святоотеческое наследие -
Библiотека твореній святыхъ отцевъ и учителей Церкви и церковныхъ писателей.

[ Главная ] [ Карта сайта ] [ Изслѣдованiя ] [ I-III вѣкъ ] [ IV вѣкъ ] [ V вѣкъ ] [ VI-X вѣкъ ] [ XI-XV вѣкъ ] [ Послѣ XV вѣка ] [ Acta martyrum ] [ E-Mail ]
[ Указатель ] [ Сборники ] [ А ] [ В ] [ Г ] [ Д ] [ Е ] [ З ] [ И ] [ І ] [ К ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ О ] [ П ] [ Р ] [ С ] [ Т ] [ Ф ] [ Х ] [ Ю ] [ Ѳ ] [ Ссылки ] [ Гостевая книга ] Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г.

Сейчасъ на порталѣ посетителей - 2.

V ВѢКЪ

Свт. Епифаній Кипрскій († 403 г.)
НА ВОСЕМЬДЕСЯТЪ ЕРЕСЕЙ ПАНАРIЙ, ИЛИ КОВЧЕГЪ.
Епикурейцы, въ еллинствѣ шестая, а по общему порядку осмая ересь.

Въ слѣдъ за симъ Епикуръ училъ, что въ мірѣ нѣтъ промысла, что все составлено изъ атомовъ, или опять переходитъ въ атомы; что цѣлое имѣетъ бытіе случайно, міръ состоитъ изъ естества, непрестанно раждающаго, а потомъ иждиваемаго, и опять само изъ себя возраждающагося, и никогда не перестающаго какъ раждаться изъ себя, такъ на себя и разлагаться.

Въ началѣ все въ совокупности подобно было яйцу; духъ же, змѣевидно обвивъ яйцо сіе, какъ вѣнецъ, или какъ поясъ, сжималъ тогда естество. Но въ одно время, пожелавъ съ усиліемъ крѣпче надлежащаго сжать все вещество, или естество вселенной, такимъ образомъ раздѣляетъ существа на два полушарія, и изъ этого уже разсыпались атомы.

Чтó легко и тоньше всего естества, то есть свѣтъ, эѳиръ, и тончайшее въ духѣ,то выплываетъ на верхъ; а самое тяжелое и грубое, именно же: земля, то есть суша, и влажная сущность воды, склонилось къ низу. Цѣлое же, какъ будто все еще гонимо змѣевиднымъ духомъ, само себя и само собою приводитъ въ движеніе, состоящее во вращеніи полюса и звѣздъ. И мы хотя отчасти сказали объ этомъ.

1. Но для краткости чтенія четыре сіи ереси опровергнуть должно однимъ и тѣмъ же способомъ. Съ сего времени и еще гораздо ранѣе, какъ было сказано, стихотворцы и историки, всякіе писатели, астрономы, вводители иныхъ ложныхъ понятій, приготовлявшіе умъ къ тысячамъ дурныхъ побужденій и путей, омрачали и затмѣвали понятія человѣчества.

И появилось самое первое заблужденіе, — измышленіе идоловъ и бѣсовскія ученія. Но все было раздѣльно, и еллинство и іудейство. Іудейство сперва не было еще извѣстно подъ симъ именованіемъ; напротивъ того, пока продолжалось преемство родовъ, имя богочестиваго богопоклоненія заимствуемо было отъ Израиля.

Ибо Наассонъ, въ пустынѣ бывшій княземъ колѣна Іудина, родитъ Салмона, Салмонъ родитъ Вооза, Воозъ родитъ Овида, Овидъ родилъ Іессея, у богочестивыхъ такъ называемыхъ израильтянъ Іессей родитъ Давида царя, который первый царствовалъ изъ колѣна Іудина, и отъ него уже потомъ по преемству были въ послѣдствіи цари отъ сѣмени Давидова такъ, что сынъ наслѣдовалъ послѣ отца.

Прежде же самаго Давида первый царствовалъ во Израили по естественнымъ своимъ качествамъ Саулъ, сынъ Кисовъ, изъ колѣна Веніаминова. И по немъ преемствовалъ не сынъ, но царская власть въ лицѣ перваго Давида перешла въ колѣно Іудино. Ибо у самаго Іакова первый сынъ родится Рувимъ, вторый Симеонъ, третій Левій, четвертый Іуда, отъ котораго имѣютъ свое имя іудеи, по колѣну Іуды, одного изъ рода богочестивыхъ ; а прежде и іудеи назывались израильтянами.

2. До сего времени соприкасались четыре рода четырехъ отдѣловъ земли, между тѣмъ какъ были они раздѣляемы временами до времени, показаннаго здѣсь мною, и далѣе, то есть, отъ Адама до Ноя варварство, отъ Ноя до столпа и до Серуха, бывшаго чрезъ два рода по столпѣ, скиѳское суевѣріе, а потомъ отъ столпа и отъ Серуха и Арама до Авраама — еллинство, отъ Авраама и потомковъ его богочестіе, появляющесся съ самимъ Авраамомъ, по преемству отъ сѣмени его, то есть, отъ Іуды, отъ котораго іудейство, какъ подтверждаетъ еще слово мое духоносный и святый Апостолъ Павелъ, говоря въ одномъ мѣстѣ: о Христѣ Іисусѣ ни варваръ, ни скиѳъ, ни еллинъ, ни іудей, но новая тварь (Кол. 3, 11; Гал. 6, 15)

, потому что тварь въ началѣ, когда была создана, будучи новою, не имѣла еще никакого имени, означающаго разности. Согласно же опять съ этимъ въ другомъ мѣстѣ Апостолъ говоритъ такъ: долженъ есмь еллиномъ и варваромъ, мудрымъ же и неразумнымъ (Рим. 1, 14), давая разумѣть подъ мудрыми іудеевъ, а подъ неразумными скиѳовъ. И присовокупляетъ: долженъ есмь.


Святоотеческое наследие -


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке