Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



, все равно; изложеніе показываетъ, въ чемъ состояло дѣло. Ибо сказано: изнесе Аврааму хлѣбы и вино: и бяше священникъ Вышняго въ то время; Онъ благослови Авраама, и получилъ отъ него десятину (Быт. 14, 18-20). Ибо рабъ Божій долженъ былъ воздать честь священнику Вышняго, и, поелику отъ самого Авраама имѣло произойти священство обрѣзанное, то напередъ Авраамъ долженъ былъ сдѣлать приношеніе священнику, священнодѣйствующему въ необрѣзаніи, чтобы уничижено было всяко возношеніе взимающееся на разумъ Божій (2 Кор. 10, 5)

, и обрѣзаніе, похваляясь священствомъ, не могло говорить противъ священства во святой Божіей Церкви, которое не наблюдаетъ плотскаго обрѣзанія или необрѣзанія, но имѣетъ высшее и совершеннѣйшее обрѣзаніе — баню пакибытія. Ибо если Авраамъ принесъ десятину Мелхиседеку, а потомки Авраама приносятъ ее Левію и Аарону; и послѣ того времени, какъ опять стало быть обрѣзанное священство Аарона и сыновъ его по преемству, спустя двенадцать родовъ отъ рожденія Левія, и семь [1] отъ начала Ааронова преемства, Писаніе устами Давида сказуетъ, что возстанетъ священство Мелхиседеково: то естественно Писаніе симъ показало, что чинъ священническій не останется за древнимъ обрѣзаннымъ священствомъ.

Ибо оно прелагается въ священство, предшествовавшее священству Левіину и Ааронову, священство по чину Мелхиседекову. Сіе-то [2] священство, со времени Господня пришествія во плоти и доселѣ, отправляется нынѣ въ Церкви, при чемъ уже не сѣмя избирается но преемству, но требуется образецъ добродѣтели.

3. Ибо первое священство совершается въ необрѣзаніи Авелемъ, а также и слѣдующее за нимъ — Ноемъ, и третье — Мелхиседекомъ, который былъ священникомъ Божіимъ не въ обрѣзаніи, но въ совершенной правдѣ и добродѣтели, по плоти же въ необрѣзаніи. И что Мелхиседекъ былъ человѣкъ, это открываетъ самъ святый апостолъ Божій въ посланіи; говоритъ же онъ такъ: не причитаемый же родомъ къ нимъ, одесятствова патріарха (Евр. 7, 6).

Посему явно, что не къ нимъ, а къ другимъ причитается родомъ. А сколько другихъ, которыхъ родословія не весьма явны? Даніилъ, Седрахъ, Мисахъ, Авденаго, Илія Ѳесвитянинъ. Ибо во всѣхъ священныхъ книгахъ нигдѣ не указаны ихъ отцы или матери. Но чтобы и по сему поводу не произошло какого либо заблужденія, не отяготимся сказать, чтó узнали мы изъ преданій.

Ибо мы нашли, что отецъ Даніила — нѣкто, такъ называемый, Саваа. А также мы нашли происхожденіе и родъ Иліи, который я изложу въ такой связи: Илія Ѳесвитянинъ былъ братъ священника Іодая, очевидно, и самъ былъ изъ священниковъ, а сынъ былъ Ахимаама; а Ахимаамъ сынъ Садока; Садокъ сынъ Ахитова, сына Аморіина; Аморія сынъ Моріи [3]; Морія сынъ Зары [4], сына Аазіина; Аазія сынъ Финееса; Финеесъ сынъ Елеазара; Елеазаръ сынъ Аарона священника; а извѣстно, что Ааронъ сынъ Амрама; Амрамъ сынъ Кааѳа; Кааѳъ сынъ Левія; Левій третій сынъ Іакова; а Іаковъ братъ Исава, сынъ же Исаака; Исаакъ сынъ Авраама.

Въ священныхъ же книгахъ родословія ихъ указаны не совсѣмъ ясно; а по отношенію къ Иліи указаны только части родословія въ книгѣ Паралипоменонъ [5]. Естественныхъ же отцовъ трехъ отроковъ: Седраха, Мисаха и Авденаго мы не нашли ни въ преданіяхъ, ни въ подложныхъ книгахъ. Посему что намъ сказать? Неужели и они, то есть, Седрахъ, Мисахъ и Авденаго, поведутъ насъ къ тому ложному представленію, что мы будемъ умозаключать, чего не слѣдуетъ, и чрезмѣрно дивиться каждому изъ нихъ, заключая, что они не имѣютъ ни отцовъ, ни матерей? Но да не будетъ сего.

Ибо намъ указаны предѣлы, и основанія, и зданіе вѣры, и преданія апостоловъ, и святыя Писанія, и преемства учителей; и истина Божія отвсюду ограждена. И никого не должны вводить въ обманъ новыя басни.

4. Но возвращусь снова къ предположенному, то есть, къ тому, что ложно представляютъ себѣ сіи еретики о Мелхиседекѣ. А именно, хотя очевидно, что праведникъ сей былъ святъ, былъ священникомъ Божіимъ и царемъ салимскимъ; но не такаго Салима былъ царемъ, который на небѣ, и не съ неба сошелъ. Ибо никтоже взыде на небо, токмо сшедый съ небесе, Сынъ человѣческій (Іоан. 3, 13), говоритъ святый и неложный Богъ Слово.

А когда божественное Писаніе подтверждаетъ и Духъ ясно учитъ о чинѣ Мелхиседековомъ; то симъ ясно указано на перемѣну священства послѣ ветхой синагоги и древняго учрежденія въ учрежденіе превосходнѣйшее и высшее, не соединенное съ участіемъ въ плотскомъ преемствѣ. Ибо у сего святаго Мелхиседека уже не было послѣ него преемства, а также и прекращенія священства; онъ пребывалъ священникомъ во все время своей жизни, и еще въ Писаніи зовется священникомъ, потому что никто не былъ его преемникомъ, никто не нарушилъ его священства во время его служенія.

Такъ и Господь нашъ, не человѣкъ, но Богъ, святое Слово Божіе, Сынъ Божій рожденный безначально и внѣ времени, вѣчно сущій со Отцемъ, а ради насъ сдѣлавшійся человѣкомъ отъ Маріи, а не отъ сѣмени мужескаго, священствуетъ предъ Отцемъ, пріявъ человѣческое смѣшеніе, чтобы стать за насъ священникомъ по чину Мелхиседекову, то есть, по такому чину, который не имѣетъ преемства.

Ибо пребываетъ непрестанно приносящимъ за насъ дары, сперва принесши Самаго Себя на крестѣ, чтобы разрушить всякую жертву ветхаго завѣта, и въ то же время священнодѣйствуя совершеннѣйшую и живую жертву за весь міръ, — Самъ жертва, Самъ заколеніе, Самъ священникъ, Самъ жертвенникъ, Самъ Богъ, Самъ человѣкъ, Самъ царь, Самъ первосвященникъ, Самъ овча, Самъ агнецъ, сдѣлался всѣмъ во всемъ за насъ, чтобы всячески стать жизнію для насъ, и твердыню Своего священства содѣлать на вѣки неподвижною, уже не раздавая оное но тѣлесному происхожденію и преемству, но давая сохраняться оному во Святомъ Духѣ по оправданію.

5. Но и другіе еще, говорящіе о семъ Мелхиседекѣ, имѣютъ ложное представленіе о немъ: ибо судятъ по плоти, а не разумѣютъ духовно того, чтó сказано святымъ апостоломъ въ семъ самомъ посланіи къ евреямъ. Такъ, египетскій ересеначальникъ Іераксъ думаетъ, что сей Мелхиседекъ есть Духъ Святый, потому что, какъ сказано, уподобленъ Сыну Божію, пребываетъ священникъ выну (Евр. 7, 3)

; и это — какъ бы на основаніи изреченія, сказаннаго святымъ апостоломъ: Духъ же ходатайствуетъ о насъ воздыханіи неизглаголанными. Знающій же мудрованіе Духа, вѣсть, яко о избранныхъ ходатайствуетъ предъ Богомъ (Рим. 8, 26-27). Но и этотъ ересеначальникъ совсѣмъ уклонился отъ надлежащаго. Ибо Духъ никогда не облекался плотію; а если не облекался плотію, то не могъ быть царемъ салимскимъ и священникомъ какаго либо мѣста.


Святоотеческое наследие -


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке