Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Святоотеческое наследие -
Библiотека твореній святыхъ отцевъ и учителей Церкви и церковныхъ писателей.

[ Главная ] [ Карта сайта ] [ Изслѣдованiя ] [ I-III вѣкъ ] [ IV вѣкъ ] [ V вѣкъ ] [ VI-X вѣкъ ] [ XI-XV вѣкъ ] [ Послѣ XV вѣка ] [ Acta martyrum ] [ E-Mail ]
[ Указатель ] [ Сборники ] [ А ] [ В ] [ Г ] [ Д ] [ Е ] [ З ] [ И ] [ І ] [ К ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ О ] [ П ] [ Р ] [ С ] [ Т ] [ Ф ] [ Х ] [ Ю ] [ Ѳ ] [ Ссылки ] [ Гостевая книга ] Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г.

Сейчасъ на порталѣ посетителей - 2.

V ВѢКЪ

Свт. Епифаній Кипрскій († 403 г.)
НА ВОСЕМЬДЕСЯТЪ ЕРЕСЕЙ ПАНАРIЙ, ИЛИ КОВЧЕГЪ.
Противъ Аэрiя. Ересь пятдесятъ пятая, а по общему порядку семдесятъ пятая.

Гл. 1. Еще нѣкто Аэрій также произвелъ великое зло въ мірѣ, обезумѣвши умомъ, превознесшись мыслію. Всякая ересь произошла по злому умышленію людей, появлявшихся отъ начала до послѣдняго времени, или вслѣдствіе тщеславія, или гордости, или страсти вожделѣнія, или зависти къ ближнимъ, или горячности, или безразсудства.

Все это ослѣпленіе — отъ діавола, не потому, чтобы діаволъ былъ въ силахъ обольстить не желающаго, но потому, что каждый для себя становится виновникомъ содѣланія грѣха, да искусніи, какъ говоритъ Апостолъ, явлени бываютъ (1 Кор. 11, 19). Этотъ Аэрій еще и до сихъ поръ живъ: онъ совершенно Аріанинъ, онъ не иначе мыслитъ, какъ и Арій, и даже много превзошелъ Арія въ своихъ помышленіяхъ.

Онъ остръ на языкъ и вооруженъ словомъ до такой степени, что привлекъ къ себѣ толпы обольщенныхъ и множество людей, чешемыхъ слухомъ (1 Тим. 4, 3) и распущенныхъ умомъ. Онъ выдумалъ много баснословнаго и пустаго, и хотя это людей умныхъ приводило въ смѣхъ, однако же онъ обольстилъ тѣмъ и увлекъ многихъ. Онъ былъ со-товарищъ Евстаѳія, епископа Севастіи, которая находится въ области, называемой Понтомъ, или малою Арменіею.

Выше-упомянутый Евстаѳій и Аэрій вмѣстѣ подвизались. Когда же Евстаѳій возведенъ былъ на епископію, Аэрій очень желалъ тогоже, но не достигъ. Отсюда возникла зависть. Евстаѳій, казалось, былъ привязанъ къ Аэрію: скоро онъ поставляетъ его во пресвитера и ввѣряетъ ему страннопріимный домъ, который въ Понтѣ называется бѣднопиталищемъ.

Такіе домы устрояютъ предстоятели церквей по любви къ страннопріимству, и помѣщаютъ тамъ людей искалѣченныхъ и немощныхъ и доставляютъ имъ по возможности содержаніе.

Гл. 2. Поелику же негодованіе у Аэрія не прошло, то ежедневно между имъ и Евстаѳіемъ умножались распри и возникали неудовольствія: отъ Аэрія противъ Евстаѳія шли слова недобрыя и клеветы. Епископъ Евстаѳій, вызвавши къ себѣ Аэрія, ласкалъ его, увѣщевалъ, угрожалъ, бранилъ, совѣтовалъ, и ничего не могъ сдѣлать.

Что сначала было устроено, стало приходить въ большой безпорядокъ. Наконецъ покинувъ бѣднопиталище, Аэрій удалился. Съ тѣхъ поръ, желая найти какой либо предлогъ противъ Евстаѳія, какъ противъ врага, или пустить въ него стрѣлу, какъ въ непріятеля, онъ развѣдывалъ и, наконецъ, клевеща всѣмъ на Евстаѳія, говорилъ: онъ уже теперь не таковъ, но сталъ наклоненъ къ сбору денегъ и всякаго имѣнія. Таковы были клеветы отъ Аэрія.

Евстаѳій дѣйствительно, имѣя въ рукахъ церковныя нужды, иначе не могъ поступать, и слова Аэрія казались правдоподобными.

Можетъ быть кто нибудь подумаетъ, почему, говоря противъ Аэрія, мы выставляемъ Евстаѳія, не считаемъ ли развѣ достойнымъ похвалы Евстаѳія? Жизни его и поведенію не мало людей удивляются. О, если бы онъ правильно мыслилъ и по отношенію къ вѣрѣ! Но онъ и самъ съ начала до конца держался Арія, и скорби гоненій его не исправили.


Святоотеческое наследие -


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке