Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Святоотеческое наследие -
Библiотека твореній святыхъ отцевъ и учителей Церкви и церковныхъ писателей.

[ Главная ] [ Карта сайта ] [ Изслѣдованiя ] [ I-III вѣкъ ] [ IV вѣкъ ] [ V вѣкъ ] [ VI-X вѣкъ ] [ XI-XV вѣкъ ] [ Послѣ XV вѣка ] [ Acta martyrum ] [ E-Mail ]
[ Указатель ] [ Сборники ] [ А ] [ В ] [ Г ] [ Д ] [ Е ] [ З ] [ И ] [ І ] [ К ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ О ] [ П ] [ Р ] [ С ] [ Т ] [ Ф ] [ Х ] [ Ю ] [ Ѳ ] [ Ссылки ] [ Гостевая книга ] Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г.

Сейчасъ на порталѣ посетителей - 2.

V ВѢКЪ

Свт. Епифаній Кипрскій († 403 г.)
НА ВОСЕМЬДЕСЯТЪ ЕРЕСЕЙ ПАНАРIЙ, ИЛИ КОВЧЕГЪ.
Противъ Аномеевъ. Пятьдесятъ шестая, а по общему порядку семдесятъ шестая ересь.

Гл. 1. Есть еще нѣкоторые еретики, называемые Аномеями. Они недавно появились. Вождемъ ихъ былъ нѣкто діаконъ Аэтій, произведенный въ этотъ санъ за свою болтливость Георгіемъ Александрійскимъ, бывшимъ епископомъ у Аріанъ и Мелетіанъ. Во времена Юліана, какъ выше у меня показано, Георгій торжественно провезенъ былъ по городу на верблюдѣ; сначала окруженъ онъ былъ язычниками и много потерпѣлъ отъ нихъ, торжественно, какъ сказалъ я, проѣхалъ, битъ былъ прутьями, потомъ влачимъ былъ почти чрезъ весь городъ, и такъ умеръ, а послѣ смерти былъ сожженъ и вмѣстѣ со множествомъ костей птицъ и животныхъ обращенъ въ пепелъ, и прахъ его развѣянъ былъ по вѣтру. Таковъ былъ его конецъ.

Можетъ быть кто-нибудь скажетъ такъ объ умершемъ: значитъ, онъ мученикъ, когда такъ пострадалъ отъ язычниковъ? Если бы у него подвигъ былъ за истину и если бы случилось ему потерпѣть это отъ язычниковъ по ненависти и за исповѣданіе Христа, конечно, онъ былъ бы помѣщенъ въ числѣ мучениковъ и притомъ не малыхъ. Но это было съ нимъ не за исповѣданіе Христа, но за великое насиліе, которое онъ причинилъ городу и народу во время своего епископства, похитивъ у гражданъ доставшееся имъ отъ родителей имѣніе.

Мы не клевещемъ на этого человѣка; ибо много нанесъ онъ зла Александрійцамъ, какъ напримѣрь взялъ на откупъ всю селитру и болота съ папирусомъ и тростникомъ и соленыя озера, и вздумалъ этимъ распоряжаться и доставлять все къ себѣ. Такое у него было постыдное корыстолюбіе, что онъ не пренебрегалъ даже ничтожныхъ вещей: такъ онъ придумалъ завести извѣстное число носильщиковъ тѣлъ умершихъ, и нельзя было выносить тѣлъ умершихъ, и особенно чужестранцевъ, безъ людей отъ него къ тому приставленныхъ.

Это онъ дѣлалъ не по страннолюбію, но какъ я сказалъ, ради дохода. Если же кто самъ погребалъ тѣло, тотъ подвергался опасности. Такимъ образомъ съ каждаго покойника доставалась ему какая-нибудь прибыль. Умалчиваю о другомъ, именно: какъ этотъ человѣкъ вращался въ роскоши и другихъ порокахъ и въ жестокости. Александрійцы, и особенно язычники, за все это имѣвшіе гнѣвъ на него, довели его наконецъ до смерти.

Александрійцы, умертвили его, какъ скоро услышали о смерти Констанція. У меня же не было другаго предлога говорить о Георгіи, кромѣ того, что Аэтій поставленъ былъ отъ него во діакона.

Гл. 2. Этотъ Аэтій до зрѣлаго возраста, какъ говорятъ, былъ вовсе невѣжда въ мірскихъ наукахъ. Поживши еще, онъ учился въ Александріи у одного Аристотелика философа и софиста и, изучивъ діалектику, вздумалъ изложеніе ученія о Богѣ представлять въ фигурахъ. На свободѣ онъ занимался и сидѣлъ надъ этимъ непрерывно съ утра до вечера, изучая и стараясь достигнуть говорить о Богѣ и составлять о Немъ опредѣленія посредствомъ геометріи и фигуръ.

Сдѣлавшись полнымъ Аріаниномъ и держась неистоваго ученія Аріанъ, онъ, отъ обращенія съ ними, сталъ еще болѣе вредоносенъ и ежедневно изощрялъ языкъ свой противъ Сына Божія и Духа Святаго. Нѣкоторые обвинили его и донесли на него Констанцию, и онъ былъ сосланъ въ предѣлы Тавра. Здѣсь онъ распространялъ свое нечестивое ученіе, съ дерзостію выставляя оное на видъ, и, поднимая голову съ большимъ безстыдствомъ, непрерывно извергалъ свое злоученіе.

Онъ дерзнулъ назвать Сына неподобнымъ Отцу и не тождественнымъ съ Отцемъ по Божеству. И мы сами не держимся подобія; ибо знаемъ, что Сынъ выше подобія по отношенію къ Отцу, какъ тождественный и равный съ Нимъ по Божеству и нисколъко не отличный. Хотя многое уподобляется Богу, однако же это не одно и тоже, не равно Божеству: такъ и человѣкъ созданъ по образу и по подобію, но онъ не одно и тоже съ Богомъ по равенству.

Такъ и царство небесное подобно зерну горушичну (Матѳ. 13, 31), но зерно не одно и тоже съ царствомъ и непричастно одной и той же закваскѣ. Подобно оно еще десяти дѣвамъ и дому владыкѣ, но только подобно, а не одно и тоже. А поелику Сынъ подобенъ Отцу, и больше чѣмъ подобенъ, потому что Онъ одно и тоже съ Отцемъ и равенъ Отцу, то мы стараемся доказать не подобіе Его только, но тождество Его и равенство, какъ Бога отъ Бога и Сына отъ Отца, и не инаковаго по существу, но родившагося отъ Него.


Святоотеческое наследие -


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке