Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Святоотеческое наследие -
Библiотека твореній святыхъ отцевъ и учителей Церкви и церковныхъ писателей.

[ Главная ] [ Карта сайта ] [ Изслѣдованiя ] [ I-III вѣкъ ] [ IV вѣкъ ] [ V вѣкъ ] [ VI-X вѣкъ ] [ XI-XV вѣкъ ] [ Послѣ XV вѣка ] [ Acta martyrum ] [ E-Mail ]
[ Указатель ] [ Сборники ] [ А ] [ В ] [ Г ] [ Д ] [ Е ] [ З ] [ И ] [ І ] [ К ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ О ] [ П ] [ Р ] [ С ] [ Т ] [ Ф ] [ Х ] [ Ю ] [ Ѳ ] [ Ссылки ] [ Гостевая книга ] Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г.

Сейчасъ на порталѣ посетителей - 4.

V ВѢКЪ

Свт. Епифаній Кипрскій († 403 г.)
НА ВОСЕМЬДЕСЯТЪ ЕРЕСЕЙ ПАНАРIЙ, ИЛИ КОВЧЕГЪ.
Противъ Массаліанъ, съ которыми соприкасаются Мартиріане изъ Еллиновъ, Евфимиты и Сатаніане. Шестидесятая, а по общему порядку восемьдесятая ересь.

Глава 1. Безстыдство ненасытно и безразсудство не знаетъ мѣры, но на все простираетъ свой помыслъ и отверзаетъ уста, чтобы повредить потомству Адама и Ноя, различнымъ образомъ истребляя цѣломудріе и многообразно разсѣевая между повреждаемыми блудныя мысли. Послѣ тѣхъ ересей возстала предъ нами еще нѣкоторая другая ересь, безумная и полная всякаго безразсудства, совершенно смѣшная, имѣющая несостоятельный образъ мыслей и состоящая изъ обольщенныхъ мужчинъ и женщинъ.

Они называются Массаліане, что значитъ молящіеся [1]. Существовали они нѣсколько ранѣе, приблизительно со временъ Констанція и существуютъ донынѣ. Есть еще другіе, называемые также Массаліанами Евфимиты, которые, какъ я съ вѣроятностію думаю, принялись ретиво подражать той ереси. Но тѣ вышли изъ язычниковъ, не принадлежали къ іудейству и не были Христіанами, не происходили и отъ Самарянъ, но дѣйствительно суть язычники, и хотя говорятъ, что есть боги, однако же никакому богу не покланяются, а воздаютъ честь только Одному, называя его Вседержителемъ.

Устроивши себѣ нѣкоторые дома, или обширныя помѣщенія, на подобіе форумовъ, они называли ихъ молельнями. Были и въ древности между Iудеями и Самарянами мѣста молитвенныя внѣ города, какъ мы находимъ и въ Дѣяніяхъ Апостольскихъ, гдѣ говорится, что порфиропродалница Лидія встрѣтилась съ сопровождавшими святаго Павла, причемъ Божественное Писаніе повѣствуетъ, что мняшеся молитвенница быти (Дѣян. 16, 14. 13).

И пришли Апостолы и учили сошедшихся въ то время женъ. Было также мѣсто молитвенное и въ Сикимахъ, въ такъ называемомъ нынѣ Неаполѣ, [2] внѣ города, въ полѣ, приблизительно на два знака разстоянія [3], устроенное въ видѣ театра безъ крыши и подъ открытымъ небомъ Самарянами, во всемъ подражавшими Іудеямъ.

Гл. 2. Эти первоначальные Массаліане, происходившіе отъ язычниковъ, бывшіе прежде нынѣшнихъ, происходящихъ отъ имени Христа, и сами построили въ нѣкоторыхъ странахъ помѣщенія, называемыя молельнями и молитвенницами. Въ другихъ же мѣстахъ устроивши себѣ нѣчто въ родѣ и на подобіе церкви, они по вечеру и на разсвѣтѣ собираются тамъ со множествомъ зажженныхъ свѣтильниковъ и со свѣчами и долгое время воспѣваютъ Богу какія-то заунывныя пѣсни и хвалы, составленныя у нихъ людьми способными, обольщая себя надеждою, что этими пѣснями и хвалами они умилостивляютъ Бога.

Все это заставляетъ дѣлать заблуждающихся слѣпое невѣжество, прикрытое самомнѣніемъ. Недавно въ одну изъ такихъ построекъ ударила молнія, не могу сказать, въ какомъ мѣстѣ, а кажется, мы слышали, что это было въ Финикіи. И нѣкоторые ревнители изъ начальствующихъ многихъ изъ нихъ убили за то, что искажаютъ истину и поддѣлываются подъ образъ жизни Церкви, не будучи Христіанами и не происходя изъ Іудеевъ.

Думаю, что военачальникъ Луппикіанъ, былъ однимъ изъ тѣхъ, которые возбудили язычниковъ противъ тѣхъ же Евфамитовъ, по каковому поводу у нихъ появилось новое заблужденіе. Ибо нѣкоторые, взявши тѣла убитыхъ тогда за такое языческое нечестіе и похоронивши ихъ въ извѣстныхъ мѣстахъ, воспѣваютъ тамъ тѣ же самыя славословія и наименовали самихъ себя Мартиріанами, конечно ради пострадавшихъ за идоловъ.

Гл. 3. Иные же изъ нихъ еще глубже размышляя, и по глупости своей имѣя совѣтникомъ только разумъ, говорили: сатана великъ и очень силенъ и много зла совершаетъ противъ людей. Почему же мы не прибѣгаемъ скорѣе къ нему и ему не покланяемся, и его не чтимъ, и къ нему не обращаемся съ молитвою, чтобы за угодливое наше служеніе онъ не причинялъ намъ зла но щадилъ бы насъ, когда бы мы стали его рабами?

Такимъ образомъ, они назвали себя Сатаніанами. Мы соединили ересь ихъ въ одно съ тѣми изъ вышеупомянутыхъ, о которыхъ намѣрены теперь говорить, поелику они одинаково выходя на открытое мѣсто, посвящали время молитвѣ и пѣнію. Впрочемъ все это, будучи очень смѣшно, оказалось безвреднымъ, такъ какъ не могло отклонить умъ отъ истины; потому что это были не христіане, но совершенные язычники.


Святоотеческое наследие -


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке