Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Святоотеческое наследие -
Библiотека твореній святыхъ отцевъ и учителей Церкви и церковныхъ писателей.

[ Главная ] [ Карта сайта ] [ Изслѣдованiя ] [ I-III вѣкъ ] [ IV вѣкъ ] [ V вѣкъ ] [ VI-X вѣкъ ] [ XI-XV вѣкъ ] [ Послѣ XV вѣка ] [ Acta martyrum ] [ E-Mail ]
[ Указатель ] [ Сборники ] [ А ] [ В ] [ Г ] [ Д ] [ Е ] [ З ] [ И ] [ І ] [ К ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ О ] [ П ] [ Р ] [ С ] [ Т ] [ Ф ] [ Х ] [ Ю ] [ Ѳ ] [ Ссылки ] [ Гостевая книга ] Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г.

Сейчасъ на порталѣ посетителей - 2.

VI-X ВѢКЪ

Свт. Фотій Константанопольскiй († 886 г.)
Бесѣда на Благовѣщеніе Пресвятыя Богородицы [1].

Коль возлюбленна селенія твоя, Господи силъ (Псал. 83, 1), воскликну я въ настоящее время вмѣстѣ съ пророкомъ Давидомъ, видя дворы церкви переполненными сонмомъ разумныхъ овецъ, собравшихся въ многоцвѣтномъ украшеніи и разнообразіи. По истинѣ, коль добри доми твои Іакове, и кущи твои Израилю, яко дубравы осѣняющыя, и яко садіе при рѣкахъ, и яко кущи яже водрузи Господь, и яко кедри при водахъ (Числ. 24, 5-6).

Хорошо и справедливо изобразилъ и это пророкъ, хотя пророчествовалъ о нашемъ положеніи, находясь внѣ нашего двора. И я, съ радостью видя, что боговдохновенные глаголы, сказанные въ древности, вполнѣ осуществляются нынѣ на дѣлѣ, самъ громкимъ голосомъ и съ радостью возглашаю ихъ теперь въ началѣ своего слова, ибо дѣйствительно кущи новаго Іакова, удостоеннаго видѣть Бога во плоти, пріятны для созерцанія и вполнѣ достаточны для того, чтобы вознести на высоту божественной любви душу тѣхъ, вниманіе которыхъ, возбуждаемое прекрасными для тѣлеснаго взора зрѣлищами, можетъ направляться къ духовной и божественной красотѣ.

Но почему вы, народъ Божій и христолюбивѣйшій изъ царей [2], съ такимъ усердіемъ и такъ торжественно собрались вокругъ меня и украсили сей священный и божественный храмъ? Какая причина настоящаго вашего стеченія, и что это за радость у васъ, и что за торжественное собраніе? Конечно, вы пришли сюда прославить Благовѣщеніе Дщери человѣческаго рода и сорадоваться радости Матери Слова, — вы, какъ показываетъ прекрасное и величественное украшеніе ваше, соревнуете другъ другу въ празднованіи начала и божественнаго основанія общаго нашего спасенія.

Ибо по-истинѣ Благовѣщеніе Приснодѣвы есть основа нашего спасенія, которая поддерживаетъ не крышу какого-либо одного зданія, уходящую въ высоту, и служитъ твердой почвой не для селенія или какого-либо города, находящихся на землѣ, но исправляетъ, обновляетъ и укрѣпляетъ все человѣческое естество наше, пораженное великимъ грѣхомъ.

И какъ послѣ заложенія хорошаго и прочнаго основанія для дома радость и веселіе наполняютъ души всѣхъ тѣхъ людей, которые имѣютъ надежду поселиться въ этомъ домѣ, и избавляютъ ихъ отъ прежнихъ тревогъ, такъ и послѣ того, какъ Творецъ-Слово мудро и богоприлично положилъ основаніе нашего спасенія и создалъ для насъ начало радости и торжества, человѣческое естество обновляется и, избавившись отъ наказанія за преслушаніе, т. е.

отъ болѣзни, приводившей къ смерти, пріобрѣтаетъ безсмертіе, какъ новый образъ свой. Итакъ, справедливо человѣческое естество наслѣдуетъ радость, поелику въ немъ водворяется благодать богоподобія и оно, избавившись отъ грѣховнаго влеченія къ нечестію, какъ отъ жала демонскаго, приводится къ Единому Жениху своему, Творцу и Создателю.

Справедливо человѣческое естество торжествуетъ, ибо получаетъ благовѣстіе, что одна изъ дщерей его назначена избранною невѣстою для Творца. Справедливо человѣческое естество возвеличивается, ибо получило вѣсть о примиреніи съ Господомъ и сбрасываетъ съ себя ненавистное иго рабства.

Итакъ, настоящее торжество есть начало всѣхъ торжествъ, поелику служитъ для насъ залогомъ небеснаго обогащенія и все снабжаетъ нетлѣннымъ богатствомъ явленія среди насъ Господа, содѣлываетъ очищеніе нашего естества и даруетъ намъ наслажденіе благами вѣчными. Въ этомъ торжествѣ съ радостью участвуетъ сонмъ пророковъ, укрѣпляемый даромъ боговидѣнія и осѣняемый крыломъ невещественнаго житія, которое они, хотя проводили эту бренную жизнь, уразумѣли лучше, чѣмъ жизнь по человѣческому естеству, и, громко возвѣщая истину пророчествъ, уготовляютъ брачный чертогъ Господа.

Сюда стекается и соборъ апостоловъ, которые, прошедши концы вселенной и огласивъ ихъ проповѣдью о спасающемъ Словѣ, чистыми руками показываютъ богатство Невѣсты-Дѣвы. На это торжество собираются и хоры мучениковъ и своею кровію, пролитою во время подвиговъ и страданій, украшаютъ порфиру царскаго чертога. Здѣсь присутствуютъ и чины безплотныхъ силъ и, воспѣвая вмѣстѣ съ архангеломъ Гавріиломъ пребываніе Господа среди людей, дориносятъ его снисхожденіе, и — земная жизнь обращается въ небесный міръ.


Святоотеческое наследие -


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке