Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Святоотеческое наследие -
Библiотека твореній святыхъ отцевъ и учителей Церкви и церковныхъ писателей.

[ Главная ] [ Карта сайта ] [ Изслѣдованiя ] [ I-III вѣкъ ] [ IV вѣкъ ] [ V вѣкъ ] [ VI-X вѣкъ ] [ XI-XV вѣкъ ] [ Послѣ XV вѣка ] [ Acta martyrum ] [ E-Mail ]
[ Указатель ] [ Сборники ] [ А ] [ В ] [ Г ] [ Д ] [ Е ] [ З ] [ И ] [ І ] [ К ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ О ] [ П ] [ Р ] [ С ] [ Т ] [ Ф ] [ Х ] [ Ю ] [ Ѳ ] [ Ссылки ] [ Гостевая книга ] Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г.

Сейчасъ на порталѣ посетителей - 2.

V ВѢКЪ

Свт. Левъ Великій († 461 г.)
Изъ слова о постѣ по Пятидесятницѣ.

За настоящимъ, возлюбленные, празднествомъ, которое Духъ Святый освятилъ Своимъ сошествіемъ, обыкновенно слѣдуетъ торжественный постъ, благодѣтельно установленный для уврачеванія души и тѣла, и потому требующій, чтобы мы соблюдали его съ достодолжнымъ благоговѣніемъ. Ибо мы не сомнѣваемся, что послѣ того, какъ Апостолы исполнились обѣтованною Силою свыше (Лук. 24, 49)

, и Духъ истины вселился въ сердца ихъ, между прочими тайнами небеснаго ученія, по внушенію Утѣшителя, преподано было также ученіе о духовномъ воздержанiи, дабы сердцá, очищаясь постомъ, дѣлалисъ способнѣйшими къ принятію благодатныхъ дарованій. Хотя Всемогущій Своею помощію былъ присущь Ученикамъ Христовымъ, и Начальниками возникавшей Церкви управлялъ Богъ Отецъ, Сынъ и Святый Духъ: однакожъ имъ нельзя было сражаться съ предстоявшими усиліями гонителей и яростными угрозами нечестивыхъ въ изнѣженномъ тѣлѣ и утучненной плоти; поелику то, что услаждаетъ внѣшняго нашего человѣка, наиболѣе разрушаетъ внутренняго, и напротивъ разумная душа тѣмъ болѣе очищается, чѣмъ болѣе умерщвляется плоть.

Посему-то оные Учители, примѣромъ и наставленіями своими просвѣтившіе всѣхъ чадъ Церкви, начало брани за Христа ознаменовали святымъ постомъ, чтобы, выходя на брань противу духовнаго развращенія, имѣть для сего оружіе въ воздержанiи, которымъ можно было бы умертвить грѣховныя вожделѣнія; поелику невидимые наши противники и безплотные враги не одолѣютъ насъ, если мы не будемъ предаваться плотскимъ похотямъ.

Хотя желаніе — вредить намъ – въ искусителѣ постоянно и неизмѣнно; но оно останется безсильнымъ и бездѣйственнымъ, когда онъ не найдетъ въ насъ такой стороны, съ которой можно было бы ему сдѣлать свое нападеніе. Но кто, будучи облеченъ бренною плотію, и находясь въ семъ мертвенномъ тѣлѣ, кто, даже на высшей степени совершенства, можетъ быть такъ увѣренъ въ своихъ силахъ, чтобы почитать себя внѣ опасности со стороны обольщеній плоти?

Правда, Божественная благодать всегда творитъ побѣдителями Святыхъ Своихъ, но не уничтожаетъ самаго подвига борьбы. И сіе мы должны признавать за милосердіе Промыслителя нашего, Который желая, чтобы мы, по непостоянству своей природы, не возгордились одержанною побѣдою, никогда не отнимаетъ у насъ случая подвизаться для новыхъ побѣдъ.

По сей-то причинѣ установленъ неизмѣнный и спасительный обычай, послѣ святыхъ и радостныхъ дней, празднуемыхъ нами въ честь Господа, воскресшаго изъ мертвыхъ и потомъ вознесшагося на небеса, и послѣ принятія дара Свягаго Духа, проходить поприще поста; чтобы благочестивымъ воздержаніемъ наказать себя за то, что, можетъ быть, по неумѣренной свободѣ и необузданному произволу, мы позволили себѣ среди радостей празднествъ.

Но сей обычай еще усерднѣе дóлжно соблюдать съ тою цѣлію, чтобы въ насъ пребывали тѣ дары, которые отъ Бога сообщены нынѣ Церкви. Поелику, сдѣлавшись храмомъ Святаго Духа, и болѣе чѣмъ когда-либо бывъ напоены божественными водами, мы не должны покоряться никакимъ вожделѣніямъ; не должны служить никакимъ порокамъ; дабы жилище добродѣтели не осквернялось ничемъ нечистымъ.

При помощи и содѣйствіи Божіемъ мы всѣ можемъ достигнуть сего, если только, очищая себя постомъ и милостынею, будемъ стараться освободить себя отъ сквернъ грѣховныхъ и приносить обильные плоды любви. Имущество, которое иждиваемъ на пищу бѣднымъ, на врачеваніе больныхъ, на выкупъ плѣнныхъ и на другія дѣла благочестія, не умаляется, но увеличивается, и у Бога никогда не погибнетъ то, что раздала благочестивая щедрость; поелику мы блюдемъ самимъ себѣ въ награду то, что даемъ въ пособіе другимъ.

Блаженны милостивые, ибо они будутъ помилованы Богомъ (Матѳ. 5, 7). Аминь.


Святоотеческое наследие -


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке