Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Святоотеческое наследие -
Библiотека твореній святыхъ отцевъ и учителей Церкви и церковныхъ писателей.

[ Главная ] [ Карта сайта ] [ Изслѣдованiя ] [ I-III вѣкъ ] [ IV вѣкъ ] [ V вѣкъ ] [ VI-X вѣкъ ] [ XI-XV вѣкъ ] [ Послѣ XV вѣка ] [ Acta martyrum ] [ E-Mail ]
[ Указатель ] [ Сборники ] [ А ] [ В ] [ Г ] [ Д ] [ Е ] [ З ] [ И ] [ І ] [ К ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ О ] [ П ] [ Р ] [ С ] [ Т ] [ Ф ] [ Х ] [ Ю ] [ Ѳ ] [ Ссылки ] [ Гостевая книга ] Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г.

Сейчасъ на порталѣ посетителей - 2.

IV ВѢКЪ

Свт. Григорій Нисскій († ок. 394 г)
12. Къ Симпликію, о вѣрѣ.

Чрезъ пророка повелѣваетъ Богъ, ни одного новаго Бога не признавать Богомъ, и не покланяться Богу чуждему (Псал. 80, 10). Новымъ же, какъ явно, называется то, что не отъ вѣчности, и наоборотъ, опять вѣчнымъ называется, чтó не ново. Посему, кто не вѣруетъ, что единородный Богъ отъ вѣчности имѣетъ бытіе отъ Отца, тотъ не отрицаетъ, что Онъ новъ; потому что невѣчное, безъ сомнѣнія, ново, а все новое не есть Богъ, какъ изрекло Писаніе: да не будетъ тебѣ Богъ новъ.

Посему, кто говоритъ, что нѣкогда Его не было, тотъ отрицаетъ Его Божество. Опять возбраняетъ поклоняться Богу чуждему, кто говоритъ : ниже поклонишися Богу чуждему; чуждый же представляется въ противоположность собственному нашему Богу; итакъ, кто же собственный нашъ Богъ? Явно, что Богъ истинный. Кто же чуждый? Конечно тотъ, который чуждъ естеству истиннаго Бога.

Итакъ, если истинный Богъ есть нашъ собственный, то единородный Богъ, ежели Онъ, какъ говорятъ еретики, не имѣетъ естества истиннаго Бога, будетъ Богъ чуждый, а не нашъ; Евангеліе же говоритъ, что овцы не послушаются чуждаго (Іоан. 10, 5). А кто говоритъ, что Онъ сотворенъ, тотъ доказываетъ, что Онъ чуждъ естеству истиннаго Бога. Посему чтó же дѣлаютъ утверждающіе, что Единородный сотворенъ?

Покланяются ли Ему, какъ сотворенному, или нѣтъ? Если не покланяются, то іудействуютъ, отказывая въ поклоненіи Христу. Если же покланяются, то идолопоклонствуютъ; потому что покланяются тому, кто чуждъ истинному Богу. Но равно нечестиво, и не покланяться Сыну, и покланяться Богу чуждему. Посему Сына истиннаго Отца надлежитъ называть истиннымъ, чтобы покланяться Ему, и не быть осужденными за то, что покланяемся Богу чуждему.

А тѣмъ, которые повторяютъ слова книги Притчей: Господь созда Мя (Прит. 8, 12), и признаютъ въ этомъ твердое нѣкое доказательство того, что Творецъ и Создатель вселенной сотворенъ, надлежитъ сказать, что ради насъ многимъ содѣлался единородный Богъ; будучи Словомъ, сталъ Онъ плотію, будучи Богомъ, сталъ человѣкомъ, будучи безплотнымъ, сталъ тѣломъ, и еще кромѣ сего содѣлался грѣхомъ, и клятвою, и камнемъ, и сѣкирою, и хлѣбомъ, и овцею, и путемъ, и дверію, и камнемъ, и многимъ тому подобнымъ, не будучи ничѣмъ этимъ по естеству, но ради насъ содѣлавшись по домостроительству.

Посему, какъ ради насъ, будучи Словомъ, содѣлался плотію, и будучи Богомъ, содѣлался человѣкомъ, такъ, и будучи Творцемъ, ради насъ сталъ тварію; потому что плоть сотворена. Посему и сказалъ, какъ чрезъ пророка: тако глаголетъ Господь, создавый Мя отъ чрева раба Себѣ (Ис. 49, 5), такъ и чрезъ Соломона: Господь созда Мя въ начало путей Своихъ въ дѣла Своя.

Итакъ и въ сказанномъ у Пророка, созданный во чревѣ дѣвы есть рабъ, а не Господь, то есть по плоти человѣкъ, въ которомъ явился Богъ; и здѣсь созданный въ начало путей Божіихъ есть не Богъ, а человѣкъ, въ которомъ явился намъ Богъ, чтобы опять обновить растлѣнный путь человѣческаго спасенія. Посему такъ какъ о Христѣ знаемъ то и другое, — и Божеское и человѣческое, въ естествѣ Божеское, а въ домостроительствѣ то, чтó по человѣку, то въ слѣдствіе сего Божеству присвояемъ вѣчность, а человѣческому естеству приписываемъ тварность.

Ибо, какъ, по слову пророка, во чревѣ созданъ рабомъ, такъ, по слову Соломона, рабственною сею тварію явился во плоти. Когда же скажутъ: если былъ, то не рожденъ; и если рожденъ, то не былъ; — тогда пусть научатся, что особенностей плотскаго рожденія не надлежитъ прилагать къ естеству Божію; потому что тѣла, несуществовавъ прежде, раждаются; Богъ же несуществующее творитъ существующимъ, а Самъ не происходитъ изъ не-сущаго.

Посему и Павелъ именуетъ Его сіяніемъ славы (Евр. 1, 3), въ наученіе наше, что, какъ свѣтъ отъ свѣтильника и отъ свѣтящагося естества, даже вмѣстѣ съ ними (ибо какъ скоро появляется свѣтильникъ, возсіяваетъ вмѣстѣ и свѣтъ отъ него): такъ Апостолъ повелѣваетъ разумѣть и здѣсь, что и Сынъ отъ Отца, и Отецъ никогда не былъ безъ Сына.


Святоотеческое наследие -


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке