Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Святоотеческое наследие -
Библiотека твореній святыхъ отцевъ и учителей Церкви и церковныхъ писателей.

[ Главная ] [ Карта сайта ] [ Изслѣдованiя ] [ I-III вѣкъ ] [ IV вѣкъ ] [ V вѣкъ ] [ VI-X вѣкъ ] [ XI-XV вѣкъ ] [ Послѣ XV вѣка ] [ Acta martyrum ] [ E-Mail ]
[ Указатель ] [ Сборники ] [ А ] [ В ] [ Г ] [ Д ] [ Е ] [ З ] [ И ] [ І ] [ К ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ О ] [ П ] [ Р ] [ С ] [ Т ] [ Ф ] [ Х ] [ Ю ] [ Ѳ ] [ Ссылки ] [ Гостевая книга ] Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г.

Сейчасъ на порталѣ посетителей - 2.

VI-X ВѢКЪ

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.)
Нѣкоторые вопросы иконоборцамъ, утверждающимъ, что Господь нашъ Іисусъ Христосъ неописуемъ по тѣлесному образу.

1. Если Христосъ состоитъ изъ двухъ естествъ и пребываетъ въ двухъ совершенныхъ природахъ, то скажи, по какой онъ неописуемъ — по той ли, которая восприняла (Божественная), или по той, которая воспринята (человѣческая)? И если — по первой, то Онъ будетъ описуемъ по второй, и наоборотъ. Если же Онъ (неописуемъ) по обѣимъ, то какъ же это? Развѣ не изъ обѣихъ образовалась одна сложная природа, при одномъ сложномъ и свойствѣ?

Онъ можетъ быть ни описуемъ, ни неописуемъ, но описуемо-неописуемъ, какъ составленный изъ двухъ и не совершенный ни по одному изъ двухъ. Если же это (такъ), то какимъ образомъ Христосъ не окажется по своей сущности отличающимся отъ Отца и отъ насъ? Отъ насъ — по причинѣ, что мы изобразимы по сложному тѣлу, а отъ Отца — по той, что Онъ вслѣдствіе несложной природы никакимъ образомъ не можетъ быть описуемъ.

2. Такъ какъ свойство каждой природы неотдѣлимо отъ нея, въ человѣчествѣ же Христа (заключается) описуемость, то, если Онъ не можетъ быть изображаемъ по человѣчеству, очевидно, (описуемость) удалена. Если же она удалена, то куда перешла? Развѣ въ природу Его Божества? Но если это (такъ), то Троица получила прибавленіе, принявши не принадлежащее ей по природѣ свойство, — а это невозможно.

Если же она не сюда перешла, то гдѣ же она можетъ находиться? Если же она уничтожилась, то по необходимости, вмѣстѣ съ нею, уничтожилась и ея природа, къ которой это свойство относится, такъ какъ невозможно отдѣлить одно отъ другого, — какъ согласно признается.

3. Неописуемое съ описуемымъ (суть явленія) или одного и того же порядка, или же различнаго. И если — одного порядка, тогда (пришлось бы признавать) и Бога-Слово одной и той же сущности съ воспринятою плотью, такъ какъ Оно неописуемо. Ибо свойства того же самаго разряда и одной и той же природы должны существовать неизмѣнно. Если же (неописуемое и описуемое)

суть различнаго порядка, то, во всякомъ случаѣ, и Слово, будучи различной сущности по сравненію съ плотью, въ отношеніи ея, очевидно, и можетъ быть описуемо; вообще, соотвѣтственно каждой сущности Божества Его и человѣчества, вслѣдствіе соединенія принадлежащихъ имъ свойствъ двоякаго рода, Оно есть описуемо и неописуемо, равно какъ видимо и невидимо, осязаемо и неосязаемо.

4. Если свойства матеріальныхъ и сложныхъ (предметовъ) — матеріальны и сложны, то какъ же Христосъ можетъ быть неописуемъ по тѣлесному виду? Вѣдь неописуемое — нематеріально и несложно, тѣло же — матеріально и сложно. Ибо необходимо, чтобы свойство не допускало измѣненія сравнительно съ природой и не воспринимало ничего для себя чуждаго отъ свойства противоположнаго.

Но если Онъ неописуемъ, то одно измѣнилось сравнительно съ другимъ (свойство съ природой), а также (необходимо признать), что матеріальное нетождественно съ нематеріальнымъ, и несложное — съ сложнымъ. Слѣдовательно, Христосъ описуемъ по тѣлу, — иначе оказалась бы перемѣна въ неизмѣнномъ и сложность — въ несложномъ.

5. Если Христосъ есть Богъ и человѣкъ, то не по той же самой природѣ, по которой Онъ — Богъ, Онъ есть также и человѣкъ. Очевидно, что и не по тому же самому свойству, по которому Онъ — неописуемъ, Онъ также и описуемъ, такъ какъ одно различается отъ другого; и ни природы, ни существующія вмѣстѣ съ ними свойства не могутъ придти въ то общеніе, которое (заключалось бы)


Святоотеческое наследие -


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке