Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Святоотеческое наследие -
Библiотека твореній святыхъ отцевъ и учителей Церкви и церковныхъ писателей.

[ Главная ] [ Карта сайта ] [ Изслѣдованiя ] [ I-III вѣкъ ] [ IV вѣкъ ] [ V вѣкъ ] [ VI-X вѣкъ ] [ XI-XV вѣкъ ] [ Послѣ XV вѣка ] [ Acta martyrum ] [ E-Mail ]
[ Указатель ] [ Сборники ] [ А ] [ В ] [ Г ] [ Д ] [ Е ] [ З ] [ И ] [ І ] [ К ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ О ] [ П ] [ Р ] [ С ] [ Т ] [ Ф ] [ Х ] [ Ю ] [ Ѳ ] [ Ссылки ] [ Гостевая книга ] Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г.

Сейчасъ на порталѣ посетителей - 3.

ИЗСЛѢДОВАНІЯ И СТАТЬИ ПО ПАТРОЛОГІИ И ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРІИ

Епископъ Августинъ (Гуляницкій).
Два окружныя посланія св. Климента Римскаго о дѣвствѣ, или къ дѣвственникамъ и дѣвственницамъ.

Предисловiе.

Предлагаемыя вниманію читателей посланія св. Климента Римскаго только въ прошломъ столѣтіи сдѣлались извѣстными христіанской Европѣ. Въ 1752 году извѣстный издатель Новаго Завѣта Ветштейнъ (Johannes Jacobus Wetstenius) получилъ отъ тогдашняго британскаго посланника при Оттоманской Портѣ два сирскихъ манускрипта Новаго Завѣта, въ которыхъ содержались и два посланія св. Климента о дѣвствѣ. Онъ тотчасъ же, въ томъ же 1752 г.

, перевелъ ихъ на латинскій языкъ, и напечаталъ какъ текстъ такъ и свой переводъ ихъ въ Лейденѣ. Тогдашніе ученые не замедлили возстать противъ этихъ посланій, доказывая ихъ неподлинность. Англичанинъ Наѳанаилъ Ларднеръ (1753 г.) старался доказать, что эти посланія написаны въ половинѣ III вѣка, какимъ-нибудь восточнымъ епископомъ; а голландецъ Германъ Венема (1754 г.)

, не опредѣляя точно времени происхожденія этихъ посланій, утверждалъ только, что авторъ ихъ былъ человѣкъ восточный, а отнюдь не римлянинъ. Ветштейнъ побѣдоносно опровергалъ того и другаго, доказывая дѣйствительное происхожденіе этихъ посланій отъ того лица, коего имя они носятъ на себѣ. Послѣ Ветштейна, подлинность ихъ продолжадъ защищать Андрей Галланди (1765 г.)

, извѣстный издатель Bibliothecae veterum patrum antiquotumque scriptorum. Не такъ давно еще подлинность ихъ защищалъ Виллекуръ, епископъ de la Rochelle (Rupella), во введеніи къ своему переводу этихъ посланій, обнародованному въ 1853 г.; а Беленъ, профессоръ университета лювенскаго (de Louvain, Louvanium), къ своему изданію этихъ посланій приложилъ краткую исторію спора о нихъ.

Вотъ доказательства подлинности этихъ посланій.

Св. Епифаній Кипрскій, въ своемъ сочиненіи противъ ересей [1], касаясь эвіонитовъ, говоритъ: «самъ Климентъ обличаетъ ихъ во всемъ, въ написанныхъ имъ окружныхъ посланіяхъ, которыя читаются въ св. церквахъ. Изъ нихъ видно, что его вѣра и ученіе (λόγος) имѣютъ другой характеръ, отличный отъ того, что ложно выдаютъ еретики подъ его именемъ, на основаніи сочиненія Περίοδοι (т. е. Путешествія Петра). Ибо онъ учитъ дѣвству, а они (т. е. еретики эвіониты)

отвергаютъ дѣвство; онъ хвалитъ Илію, Давида, Сампсона и всѣхъ пророковъ, а они отвращаются отъ нихъ». Нельзя относить это свидѣтельство Епифанія къ извѣстному посланію Климента къ коринѳянамъ. Нельзя, во-первыхъ потому, что оно не окружное посланіе, а посланіе къ коринѳянамъ; во-вторыхъ потому, что оно не учитъ дѣвству и не хвалитъ Сампсона, даже не упоминаетъ о немъ: оно учитъ коринѳянъ единенію, миру и любви, такъ какъ и написано оно по случаю возникшихъ въ Коринѳѣ нестроеній, раздѣленій и возмущеній противъ пресвитеровъ, — и въ немъ ни слова не говорится о дѣвствѣ.

Нельзя относить свидѣтельство Епифанія и къ отрывку, извѣстному подъ именемъ втораго посланія св. Климента къ коринѳянамъ, какъ думаютъ относить нѣкоторые [2]. Не говоря уже о слишкомъ сомнительной принадлежности этого отрывка св. Клименту, — въ немъ тоже ничего не говорится о дѣвствѣ, кромѣ развѣ слѣдующихъ двухъ, слишкомъ общихъ и мимоходомъ высказанныхъ, выраженій: «мы тогда только получимъ жизнь вѣчную, когда исполнимъ волю Отца, сохранимъ въ чистотѣ плоть, и соблюдемъ заповѣди Господни...


Святоотеческое наследие -


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке