Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Святоотеческое наследие -
Библiотека твореній святыхъ отцевъ и учителей Церкви и церковныхъ писателей.

[ Главная ] [ Карта сайта ] [ Изслѣдованiя ] [ I-III вѣкъ ] [ IV вѣкъ ] [ V вѣкъ ] [ VI-X вѣкъ ] [ XI-XV вѣкъ ] [ Послѣ XV вѣка ] [ Acta martyrum ] [ E-Mail ]
[ Указатель ] [ Сборники ] [ А ] [ В ] [ Г ] [ Д ] [ Е ] [ З ] [ И ] [ І ] [ К ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ О ] [ П ] [ Р ] [ С ] [ Т ] [ Ф ] [ Х ] [ Ю ] [ Ѳ ] [ Ссылки ] [ Гостевая книга ] Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г.

Сейчасъ на порталѣ посетителей - 2.

V ВѢКЪ

Свт. Епифаній Кипрскій († 403 г.)
НА ВОСЕМЬДЕСЯТЪ ЕРЕСЕЙ ПАНАРIЙ, ИЛИ КОВЧЕГЪ.
Отвѣтъ самаго Епифанія на посланіе пресвитеровъ Акакія и Павла, въ которомъ просили они Епифанія писать противъ ересей.

Досточестнѣйшимъ господамъ братіямъ и сопресвитерамъ, Акакію и Павлу, Епифаній желаетъ о Господѣ радоваться.

Древніе писатели, вступленіе или предисловіе изложивъ въ видѣ надписанія, въ этой загадкѣ показывали содержаніе всего предлежащаго творенія. Посему то и мы вступленіе въ написанное по вашему прошенію, возлюбленные, противъ ересей, начиваемъ тѣмъ же складомъ рѣчи, всю силу заключая въ краткой рѣчи.

Поелику намѣреваемся объявить вамъ имена ересей, открыть дурныя ихъ дѣйствія, какъ бы ядовъ какихъ и губительныхъ веществъ, приложивъ къ тому годныя противоядія, врачевства для пораженныхъ, и предохранительныя средства для тѣхъ, которые могутъ подвергнуться пораженію; то добротолюбивымъ пишемъ такое заглавіе: Панарій или, какъ мы толкуемъ, ковчегъ съ цѣльбоноснымъ отъ угрызенія ядовитыхъ животныхъ запасомъ, то-есть: въ трехъ книгахъ восемьдесять ересей, которыя загадочно изображаются ядовитыми животными, или пресмыкающимися, а послѣ сихъ осмидесяти единое основаніе и ученіе истины, спасительное дѣланіе, Христова невѣста святая церковь, пребывающая отъ вѣка, по пришествіи же воплотившагося Христа среди сказанныхъ предъ симъ осмидесяти по преемству времени открытая, и нами на основаніи проповѣди Христовой въ особомъ сочиненіи представленная, и снова послѣ всѣхъ еретическихъ козней къ воодушевленію понесшихъ трудъ при чтеніи книги объ ересяхъ ясно возвѣщенная нами въ краткомъ изложеніи, согласно съ ученіемъ апостоловъ.

Гл. 1. Всѣ же съ вѣрною оцѣнкою читающіе это вступленіе, слѣдующее за тѣмъ описаніе ересей, защищеніе истины и ученіе истины, изложеніе вѣры святой вселенской Церкви, соблаговолите извинить насъ, если, какъ люди, при усиліи и божественной ревности принявшіе на себя трудъ писать въ защиту богочестія Іисусова [1], о самомъ всесвятомъ и всечтимомъ имени пожелаемъ сказать въ защиту чтó-либо трудное для насъ по собственной своей силѣ, такъ какъ и Богъ снисходитъ къ вамъ, доискивающимся того, чтó выше нашихъ силъ; слово у насъ объ истинѣ, и дѣло о благочестіи.

И еще соблаговолите не взыскивать, если гдѣ, хотя и не въ обычаѣ у насъ осуждать или осмѣивать кого, найдете, что, по ревности, возбужденной ересью, или къ отвращенію отъ нея читателя, выразимся иногда въ раздраженіи, называя иныхъ или обманщиками, или скоморохами, или людьми жалкими. Ибо самая необходимость оспоривать сказанное еретиками готовитъ намъ такой усильный трудъ для отвращенія отъ нихъ читателей, и для доказательства, что ихъ обряды, таинства и ученіе, по нашему образу мыслей, вовсе запрещены; а сими изреченіями и ощутительностію противорѣчія и мы докажемъ свою свободу, и нѣкоторыхъ отклонимъ отъ нихъ словами, по видимому, болѣе тяжелыми.

Гл. 2. И это во всемъ произведеніи изложено въ сказанныхъ выше трехъ книгахъ: первой, второй и третьей; три же книги сіи подраздѣлили мы на семь отдѣленій; и въ каждомъ отдѣленіи заключается нѣкое число ересей и расколовъ, всѣхъ же ихъ въ совокупности восемьдесятъ; названія и содержанія ихъ слѣдующія: первая — варварство, вторая — скиѳство, третія — еллинство, четвертая іудейство, пятая — самарянство; отъ нихъ — прочія.

Послѣ варварства и скиѳскаго суевѣрія до Христа отъ еллинства произошли сіи: шестая ересь — пиѳагорейцы или перипатетики — ересь, отдѣленная Аристотелемъ, седьмая — платоники, осмая — стоики, девятая — епикурейцы. Потомъ ересь самарянская, ведущая начало отъ іудейства, и четыре ея толки: десятая ересь — гороѳины, одиннадцатая — севуеи, двѣнадцатая — есеины, тринадцатая — досиѳеи.

Потомъ само поименованное выше іудейство, отличительную черту свою пріявшее отъ Авраама, посредствомъ даннаго закона распространенное Моисеемъ, и отъ Іуды, сына Іаковлева или Израилева чрезъ Давида, отъ Іудина колѣна происшедшаго и царствовавшаго, наслѣдовавшее прозваніе іудейства. И отъ сего іудейства слѣдующія семь ересей: четырнадцатая книжниковъ, пятнадцатая Фарисеевъ, шестнадцатая саддукеевъ, семнадцатая имеробаптистовъ, осмнадцатая оссеевъ, девятнадцатая назареевъ, двадцатая иродіанъ.

За сими ересями въ слѣдъ ихъ по преемству временъ открылись спасительное пришествіе Христа Господа нашего во плоти, евангельское ученіе и проповѣдь царствія, этотъ единственный источникъ спасенія и истинная вѣра вселенской, апостольской и православной церкви. Отъ нея же отторглись и отдѣлились слѣдующія, имя только Христово, а не вѣру содержащія, ереси: первая — симоніане, вторая — менандріане, третія — саторниліане, четвертая — василидіане, пятая — николаиты, шестая — гностики, они же стратіотики, и еще фивіониты, называемые у нѣкоторыхъ секундіанами, у другихъ сократитами, а у иныхъ закхеями, у нѣкоторыхъ же коддіанами, ворворитами и варвилитами; седмая ересь — карпократиты; осьмая — керинѳіане, они же и миринѳіане; девятая — назореи; десятая — евіонеи; одиннадцатая — валентины; двѣнадцатая — секундіане, съ которыми состоятъ въ связи Епифанъ и Исидорь; тринадцатая — птолемеи; четырнадцатая — маркосіи; пятнадцатая — колорвасіи; шестнадцатая — ираклеониты; семнадцатая — офиты; осмнадцатая — кайяне; девятнадцатая — сиѳіяне; двадцатая — архонтики; двадцать первая — кердоніане; двадцать вторая — маркіониты; двадцать третія — лукіанисты; двадцать четвертая — апелліане; двадцать пятая — севиріане; двадцать шестая — татіане; двадцать седьмая — енкратиты; двадцать осмая у фриговъ состоящая изъ монтанистовъ и таскодругитовъ, таскодругиты же дѣлились еще и сами; двадцать девятая — пепузіане, они же прискилліане и квинтилліане, съ которыми состоятъ въ связи артотириты; тридцатая — четыредесятники, въ одинъ и тотъ же день года совершающіе Пасху; тридцать первая — алоги, не принимающіе Іоаннова Евангелія и Апокалипсиса; тридцать вторая — адаміане; тридцать третья — сампсеи, они же елкесіи; тридцать четвертая — ѳеодотіане; тридцать пятая — мелхиседекіане; тридцать шестая — вардисіанисты; тридцать седьмая — ноетіане; тридцать осмая — валисіи; тридцать девятая — каѳары, они же новатіане; сороковая — ангелики; сорокъ первая — апостолики, они же апотактики; сорокъ вторая — савелліане; сорокъ третія — оригенисты, срамники; сорокъ четвертая — оригенисты, адамантики; сорокъ пятая — Павла самосатскаго; сорокъ шестая — манихеи, они же ануканиты; сорокъ седьмая — іеракиты; сорокъ осмая — мелетіане, египетскій расколъ; сорокъ девятая — аріане, они же аріоманиты; пятдесятая — расколъ авдіанъ; пятдесятъ первая — фотиніане; пятдесятъ вторая — маркелліане; пятдесятъ третія — полуаріане, пятдесятъ четвертая — духоборцы, они же македоніане и ученики Елевсія, хулящіе Святаго Божія Духа; пятдесятъ пятая — аэріане; пятдесятъ шестая — аэтіане, они же аномеи, съ которыми въ связи Евномій, лучше же сказать, не признающій закона (ἄνομος)


Святоотеческое наследие -


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке