Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь . . .
© Поисковый движок. Ю.B.Жapkoв, 2012-2016



Архиепископ Василий (Кривошеин)

КАФОЛИЧНОСТЬ И

ЦЕРКОВНЫЙ СТРОЙ

Замечания к докладу С.С. Верховского

Мне трудно отвечать на доклад профессора С.С. Верховского о кафоличности и структуре Церкви. Будучи весьма интересным и богословски значительным, этот доклад слишком мало говорит о церковном строе, а потому и не дает и материала, чтобы отвечать по этому вопросу. Единственно, что мне остается, это сделать несколько коротких замечаний по докладу профессора Верховского и по общей теме конференции. Прежде всего, хотелось бы подчеркнуть, что сам термин "кафоличность", который в современном греческом передается как (???????????) не встречается в новозаветном или святоотеческом греческом языке. Старому греческому известно лишь слово "кафолический" (?????????), из которого позже образовалось гораздо более абстрактное понятие кафоличности. Точнее, мы находим этот термин в святоотеческой литературе, как ???? ?????????, в контексте со словом ???????????, в "Церковной истории" Евсевия, где этим словом обозначается высшая финансовая должность [1]. Однако это исключение, притом с небогословским значением, столь отличным от современного словоупотребления, показывает только, что такое абстрактное понимание одного из свойств Церкви, какое выражается словом "кафоличность", было чуждо Древней Церкви. Со времени святого Игнатия Богоносца прилагательное кафолический, по-гречески ????????, служило главным и практически единственным определением Церкви [2]. Я сознательно говорю "прилагательное", потому что вообще слово "кафолический" почти никогда не употреблялось как существительное в греческом языке как языке Восточной Церкви. Такое словоупотребление появилось на латинском Западе, где оно обозначало члена Церкви. В восточной церковно-языковой практике существуют крайне редкие исключения, когда, например, существительное "католикос" используется как титул епископов или настоятелей с особыми полномочиями (например, "патриарх-католикос" в современной Грузии), или даже финансовые должности в государстве [3]. С другой стороны, слово "православный" часто употребляется и как существительное, и как прилагательное церковными писателями, начиная с 4 столетия (Мефодий, Евсевий, Афанасий), в течение арианских споров и в "Деяниях Вселенских Соборов" [4]. Специальное существительное "православие", по-гречески ?????????, также вошло в церковное словоупотребление, тогда как слово, соответствующее термину "католицизм", производное от "кафолический", никогда не употреблялось греческими святыми отцами (выражение ???????????? является современным греческим неологизмом, означающим римский католицизм). Следует, однако, подчеркнуть, что до самого последнего времени Церковь никогда не характеризовалась определением "православная", но всегда называлась "кафолическая" [5]. В святоотеческой терминологии сама Церковь является кафолической, а ее вера и учение есть "православие". Хотя вера тоже иногда называется кафолической, но члены Церкви суть "православные". Поэтому кафолическая Церковь часто называется "Церковью православных": ???????? ??? ?????????.

Эти предварительные замечания были необходимы, чтобы избежать недоразумений, с которыми часто приходится встречаться в современных дискуссиях о Церкви (особенно когда русский термин "соборность" используется - и совершенно неверно - в качестве синонима для "кафоличности"). Как мы видели, такие абстрактные понятия чужды православному преданию. Что же касается прилагательного "кафолический", внутренне присущего Церкви как ее главное свойство, мы думаем, что лучшим его определением или описанием являются слова святого Кирилла Иерусалимского в его "Катехизических беседах": "И (Церковь) называется "кафолической", потому что она простирается по всему миру, от одного края земли до другого и учит всецелому "знанию" и включает в себя все учения, которые должны стать частью человеческого знания... и обнимает весь род человеческий... и обладает всей полнотой благодати для врачевания любого греха души или тела и обладает всеми добродетелями в слове и в деле, какие могут быть мыслимы, и всеми духовными дарами" [6].

И в следующем абзаце того же поучения святой Кирилл подчеркивает единственность этой кафолической Церкви: "Если вы придете в город, не просто спрашивайте, где находится собор, потому что все другие ереси в жалкой претензии называют свои вертепы "соборами"; и не просто спрашивайте, где находится церковь, но где находится кафолическая Церковь, потому что это истинное имя нашей святой Матери-Церкви" [7]. Можно сказать, что по воззрениям святого Кирилла Иерусалимского, который в этих словах выразил зрелое понимание Церковью ее главного свойства, "кафолический" означает:

1) универсальный, вселенский, как в географическом ("все концы света"), так и качественном аспектах, обнимающий людей различных рас, культур и социальных положений;

2) обладающий полнотой истины;

3) обладающий полнотой спасительной власти, препобеждающий любой грех и любое зло;

4) обладающий полнотой святости и милости;


Архиепископ Василий (Кривошеин)-КАФОЛИЧНОСТЬ И -ЦЕРКОВНЫЙ СТРОЙ-Замечания к докладу С.С. Верховского-Мне трудно


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке

link
link
link
link
link
Главные молитвы - Охранительный блокнот
link
link
link
link