Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Святоотеческое наследие -
Библiотека твореній святыхъ отцевъ и учителей Церкви и церковныхъ писателей.

[ Главная ] [ Карта сайта ] [ Изслѣдованiя ] [ I-III вѣкъ ] [ IV вѣкъ ] [ V вѣкъ ] [ VI-X вѣкъ ] [ XI-XV вѣкъ ] [ Послѣ XV вѣка ] [ Acta martyrum ] [ E-Mail ]
[ Указатель ] [ Сборники ] [ А ] [ В ] [ Г ] [ Д ] [ Е ] [ З ] [ И ] [ І ] [ К ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ О ] [ П ] [ Р ] [ С ] [ Т ] [ Ф ] [ Х ] [ Ю ] [ Ѳ ] [ Ссылки ] [ Гостевая книга ] Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г.

Сейчасъ на порталѣ посетителей - 4.

V ВѢКЪ

Блаж. Павлинъ Ноланскій († 431 г.)
Письмо къ Севéру.

Однажды святому Апостолу нѣкто сказалъ: многія тя книги въ неистовство прелагаютъ (Дѣян. 26, 24). Въ сихъ словахъ явно обнаружилось безуміе тѣхъ, коимъ показалась буйствомъ проповѣдуемая Павломъ премудрость. Чуждые истинной вѣры, они не могли понять премудрости Божіей, т. е., Христа Іисуса. Я, хотя по милости Божіей не похожъ на тѣхъ, коимъ, по причинѣ собственнаго ихъ невѣрія, великій Учитель казался безумствующимъ; но, пользуясь твоею любовію, которая при нашемъ единомысліи въ вѣрѣ еще тѣснѣе соединяетъ меня съ тобою, употреблю тоже слово, хотя не въ томъ же смыслѣ, и скажу тебѣ: о Северъ, возлюбленныи мой Северъ!

чрезмѣрная любовь твоя ко мнѣ почти лишаетъ тебя ума. Ты, по излишней нѣжности ко мнѣ, какъ дѣдъ къ своему внуку, юному не по возрасту, но по разуму, кажешься мнѣ потерявшимъ разсудокъ (если только твое благоразуміе дозволитъ сказать это).

Въ самомъ дѣлѣ, что мнѣ отвѣчать тебѣ на ту просьбу, которою ты просилъ, чтобъ я снялъ съ себя портретъ и прислалъ къ тебѣ? Тою самою любовію, по которой ты ищешь утѣшенія въ суетныхъ изображеніяхъ, умоляю тебя сказать мнѣ, какой ты хочешь получить отъ меня портретъ — земнаго ли человѣка, или небеснаго?

Я знаю, что ты любишь то небесное изображеніе, которое Царь небесный возлюбилъ въ тебѣ самомъ. И не другой какой нуженъ тебѣ образъ, какъ тотъ, который ты самъ носишь, по которому любишь ближняго, какъ самаго себя, и не хочешь ни въ чемъ преимуществовать предо мною, дабы не было между нами никакого неравенства.

Но, бѣденъ я и жалокъ! Ибо доселѣ еще ношу въ себѣ нечистый образъ земный, и по своимъ земнымъ чувствованіямъ и дѣламъ болѣе похожу на перваго, нежели на втораго Адама. Какъ дерзну я изобразить себя, когда небесный образъ мой покрытъ нечистотами земными? Со всѣхъ сторонъ объемлетъ меня стыдъ: я стыжусь изобразить себя такимъ, каковъ есмь, и не смѣю представить такимъ, каковъ не есмь; ненавижу себя въ томъ положеніи, въ которомъ нахожусь, и не забочусь поставить себя въ то положеніе, которое люблю.

И потому, что пользы мнѣ бѣдному — ненавидѣть порокъ и любить добродѣтель, когда я дѣлаю болѣе то, что ненавижу, и не стараюсь, по своей лѣности, исполнять то, что люблю! Сіе-то и обезсиливаетъ меня во внутренней моей борьбѣ: духъ противоборствуетъ плоти, а плоть духу, и законъ плоти закономъ грѣха превозмогаетъ надъ закономъ ума.

Несчастенъ я! Ибо не уврачевалъ древомъ креста ядоноснаго вкушенія отъ убійственнаго древа, — и потому во мнѣ остается оный прародительскій ядъ, корымъ Адамъ заразилъ весь родъ свой, такъ что я, по естественной добротѣ, имѣвши прежде очи отверстыми для невинности и заключенными для неправды, въ послѣдствіи ослѣпился вкушеніемъ запрещенной снѣди, и, потерявъ зрѣніе, началъ черпать гибельную мудрость изъ древа познанія добра и зла.

И если бы по крайней мѣрѣ симъ окончилось поползновеніе непозволенной прихоти, чтобы я, чрезъ невинное вкушеніе приобрѣтши познаніе добра и зла, сталъ охотнѣе избирать добро; особенно же, слыша совѣтъ Бога, внушающаго, чтобы я, изъ предложенныхъ мнѣ на выборъ жизни и смерти, скорѣе простеръ руку къ водѣ и избралъ даръ жизни.

Но отъ безумія во мнѣ родилась дерзость, по которой я, узнавши уже добро, предпочелъ ему зло. Какое послѣ сего могу я получить прощеніе въ грѣхѣ, когда уже не могу извиняться незнаніемъ? Нѣтъ; я узналъ добро, и между тѣмъ дѣлалъ зло; тогда какъ легко могъ дѣлать доброе, если бы только, по причинѣ развращенія воли, не вознерадѣлъ о спасеніи души, — развращенія, по которому я возлюбилъ безполезное и отвратился отъ спасительнаго.


Святоотеческое наследие -


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке