Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Святоотеческое наследие -
Библiотека твореній святыхъ отцевъ и учителей Церкви и церковныхъ писателей.

[ Главная ] [ Карта сайта ] [ Изслѣдованiя ] [ I-III вѣкъ ] [ IV вѣкъ ] [ V вѣкъ ] [ VI-X вѣкъ ] [ XI-XV вѣкъ ] [ Послѣ XV вѣка ] [ Acta martyrum ] [ E-Mail ]
[ Указатель ] [ Сборники ] [ А ] [ В ] [ Г ] [ Д ] [ Е ] [ З ] [ И ] [ І ] [ К ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ О ] [ П ] [ Р ] [ С ] [ Т ] [ Ф ] [ Х ] [ Ю ] [ Ѳ ] [ Ссылки ] [ Гостевая книга ] Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г.

Сейчасъ на порталѣ посетителей - 2.

VI-X ВѢКЪ

Свт. Фотій Константинопольскій († 886 г.)
ПИСЬМА.

Христофору аспаѳарію и секретарю.

Твое недоумѣніе, помню, съ большею язвительностію и остротою высказано было нѣкогда Юліаномъ-Отступникомъ. Итакъ, что я противъ него сказалъ [1] и что еще сохранилось въ моей памяти, то самое перескажу и тебѣ въ той мысли, что сіе послужитъ удовлетворительнымъ рѣшеніемъ твоего вопроса.

Богоотступникъ, примѣшивая притворныя похвалы къ своимъ хуламъ на истину, такъ говорилъ: «послушайте прекраснаго государственнаго совѣта: Продайте имѣнія и дайте нищимъ! Сотворите себѣ сокровища нестарѣющіяся (ср. Лук. 12, 33). Кто можетъ придумать болѣе сообразную съ государственными пользами заповѣдь!

Но если всѣ тебѣ покорятся, кто будетъ покупателемъ? — Кто похвалитъ это ученіе, при господствѣ котораго неминуемо придутъ въ разореніе всѣ домы, города, народы? Ибо какъ можетъ быть цѣннымъ домъ, когда все спускается даромъ? А что въ городѣ не останется ни одного покупателя, когда всѣ и все будутъ продавать, — объ этомъ нечего уже и говорить; и безъ того очевидно».

Но слово истины, видя въ этихъ нареканіяхъ не больше, какъ слабыя усилія ребенка, погоняетъ его, какъ-бы розгами, слѣдующами обличеніями. Во-первыхъ, говоритъ оно, нимало не удивительно, если заповѣдь, изъ которой благомыслящій извлекъ бы великую пользу и духовное услажденіе, во славу Законодателя, приводитъ богоотступника къ погибели вмѣсто спасенія, ко вреду вмѣсто пользы, къ хулѣ вмѣсто благодарности.

Извѣстно, что добро, судя по расположенію къ нему людей, имѣетъ двѣ стороны, — избраніе и отвращеніе. Избраніе поставляетъ насъ на правую стезю и, болѣе и болѣе открывая уму нашему привлекательныхъ красотъ въ добрѣ, тѣмъ усиливаетъ въ насъ любовь къ нему. Отвращеніе же, удаляя человѣка отъ царственнаго пути все далѣе и далѣе, и проводя по стремнинамъ, скаламъ и безчисленнымъ уклоненіямъ, — послѣ того какъ однажды подавитъ въ немъ наклонность къ добру и лишитъ возможности созерцать красоты его, приучаетъ услаждаться однимъ мракомъ порока и дѣлаетъ наконецъ не только слѣпцомъ, но и врагомъ собственнаго спасенія.

Такимъ-то образомъ и Юліанъ, покрывшій свою душу мракомъ и утратившій то зрѣніе, которымъ постигается истинное добро, оказывается врагомъ и противникомъ заповѣдей, ведущихъ къ добру, не хочетъ пощадить и такого высокаго совѣта Христова, но старается все, что есть въ немъ превосходнаго, обратить въ смѣхъ.

Ибо, не говоря уже о томъ, что совѣтъ — продавать свое имущество и творить милостыню, открываетъ обширное поприще сострадательности и истинной любви людей другъ къ другу, — какой философъ, какой учитель любомудрія лучше, чѣмъ эта заповѣдь, учатъ воздержанію и цѣломудрію? Не освобождаетъ ли она человѣка отъ всѣхъ тѣхъ страстей, которыя пораждаются сребролюбіемъ?

Какъ-скоро искоренится любостяжательность; откуда возникнутъ хищничество, разбои, утѣсненія? Какъ-скоро позаботимся о безъобидномъ раздѣленіи имуществъ: не исчезнутъ ли раздоры, тяжбы и брани? Какъ-скоро повсюду будетъ господствовать милосердіе и весь излишекъ будетъ иждиваться на нужды бѣдныхъ: тогда прекратится роскошь и мотовство, и человѣка не будутъ притѣснять для собственнаго пресыщенія удовольствіями, — откуда обыкновенно пораждаются пороки самые гнусные.


Святоотеческое наследие -


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке