Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Созвать первый побудили аріанская ересь и празднованіе Пасхи; потому что христіане въ Сиріи, Киликіи, Месопотаміи, разногласили съ нами, и совершали Пасху въ то же время, въ какое совершаютъ іудеи. Но благодареніе Господу! какъ о вѣрѣ, такъ и о святомъ праздникѣ утвердилось согласіе. И такова была причина Собора въ Никеи.

Послѣ же него бывшіе безчисленные Соборы выдуманы противъ вселенскаго Собора.

3) А когда это доказано, — кто одобритъ тѣхъ, которые сверхъ Никейскаго Собора выставляютъ на видъ Ариминскій или другой Соборъ? Или кто не возненавидитъ тѣхъ, которые отвергаютъ опредѣленія Отцевъ, и предпочитаютъ имъ новѣйшія опредѣленія, составленныя въ Ариминѣ по упорству и съ насиліемъ?

Кто захочетъ входить въ согласіе съ такими людьми, которые не одобряютъ и своихъ опредѣленій? Ибо на десяти и болѣе Соборахъ своихъ, какъ сказали мы выше, пиша сперва одно, потомъ другое, сами сдѣлались явными обвинителями каждаго Собора. Съ ними происходитъ нѣчто подобное тому, что было нѣкогда съ предателями іудеями.

Ибо какъ тѣ, оставивъ единственный источникъ воды живы, ископаша себѣ кладенцы сокрушеныя, иже не возмогутъ воды содержати, какъ написано у Пророка Іереміи (Іер. 2, 13): такъ и эти, оспоривая единый и вселенскій Соборъ, ископали себѣ многіе Соборы. И всѣ ихъ Соборы оказались пустыми, какъ рукоять не имущая силы (Ос. 8, 7).

Поэтому, не потерпимъ тѣхъ, которые, сверхъ Собора бывшаго въ Никеи, выставляютъ на видъ Соборъ Ариминскій или другой какой.

Да и сами выставляющіе на видъ Соборъ Ариминскій, по-видимому, не знаютъ, чтó на немъ было сдѣлано; иначе они умолкли бы. Ибо и вы, возлюбленные, освѣдомившись у приходившихъ отъ васъ въ Ариминъ, знаете, какъ Урзацій, Валентъ, Евдоксій и Авксентій (а съ ними былъ тамъ и Демофилъ), пожелавъ написать иное сверхъ постановленнаго въ Никеи, были низложены.

Когда потребовали у нихъ предать анаѳемѣ аріанскую ересь, они же отказались и пожелали лучше быть ея защитниками, — Епископы, подлинно искренніе и правовѣрующіе рабы Господни (было же ихъ около двухъ сотъ), опредѣлили тогда довольствоваться однимъ Никейскимъ исповѣданіемъ вѣры и кромѣ него не доискиваться и не мудрствовать ничего большаго или меньшаго.

Это объявили они и Констанцію, который указалъ быть Собору. Но низложенные въ Ариминѣ, пришедши къ Констанцію, сдѣлали, что произнесшіе на нихъ приговоръ подверглись оскорбленіямъ; имъ угрожали, что не возвратятся въ собственныя епархіи, но въ ту-же зиму во Ѳракіи потерпятъ принужденіе и будутъ заставлены принять нововведенія.

4) Посему, если нѣкоторые выставляютъ на видъ Соборъ Ариминскій, то пусть сперва покажутъ, какъ низложены упомянутые выше, и что опредѣлили Епископы, повелѣвая не доискиваться ничего сверхъ исповѣданнаго Отцами въ Никеи и не выставлять на видъ другаго Собора, кромѣ Никейскаго. Но это скрываютъ они, а что сдѣлано насильственно во Ѳракіи, на то указываютъ, и этимъ обнаруживаютъ, что втайнѣ держатся они аріанской ереси и чужды здравой вѣры.

И если кто захочетъ взаимно сравнить между собою великій Соборъ Никейскій и ихъ Соборы, то найдетъ въ однихъ богочестіе, а въ другихъ неразуміе. Въ Никеи собирались не-низложенные, и они исповѣдали, что Сынъ есть Отчей сущности. А эти, будучи низложены разъ и два и уже въ третій разъ въ самомъ Ариминѣ, осмѣлились написать: «не надобно говорить, что Богъ имѣетъ сущность или ѵпостась».

Изъ этого можно видѣть, братія, что Отцы Никейскіе выражаются по Писанію; потому что Самъ Богъ говоритъ въ Исходѣ: Азъ есмь Сый (Исх. 3, 14); и чрезъ Іеремію: кто бысть въ совѣтѣ (ἐν ὑποστήματι) Господни, и видѣ слово Его (Іер. 23, 18)?

и немного ниже: и аще бы стали въ совѣтѣ (ἐν τῇ ὑποστάσει) Моемъ, и слышали словеса Моя (Іер. 23, 22). Ѵпостась есть сущность, и не иное что означаетъ, какъ самое существо. Это Іеремія называетъ бытіемъ (ὕπαρξις)

, говоря: не слышаша гласа бытія [1] (Іер. 9, 10). Ибо ѵпостась и сущность есть бытіе. Богъ есть и имѣетъ бытіе. Сіе разумѣя и Павелъ написалъ къ Евреямъ: Иже сый сіяніе славы и образъ ѵпостаси Его (Евр. 1, 3). Эти же, думающіе о себѣ, что знаютъ Писанія, и именующіе себя мудрыми, поелику не хотятъ употребить о Богѣ слово: ѵпостась (


Святоотеческое наследие -


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке