Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Святоотеческое наследие -
Библiотека твореній святыхъ отцевъ и учителей Церкви и церковныхъ писателей.

[ Главная ] [ Карта сайта ] [ Изслѣдованiя ] [ I-III вѣкъ ] [ IV вѣкъ ] [ V вѣкъ ] [ VI-X вѣкъ ] [ XI-XV вѣкъ ] [ Послѣ XV вѣка ] [ Acta martyrum ] [ E-Mail ]
[ Указатель ] [ Сборники ] [ А ] [ В ] [ Г ] [ Д ] [ Е ] [ З ] [ И ] [ І ] [ К ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ О ] [ П ] [ Р ] [ С ] [ Т ] [ Ф ] [ Х ] [ Ю ] [ Ѳ ] [ Ссылки ] [ Гостевая книга ] Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г.

Сейчасъ на порталѣ посетителей - 2.

IV ВѢКЪ

Свт. Аѳанасiй Великiй (†373 г.)
13. Посланіе къ брату Серапіону (о смерти Арія).

Аѳанасій брату и сослужителю Серапіону желаетъ о Господѣ радоваться.

1) Прочелъ я писанное твоимъ благоговѣніемъ, гдѣ убѣждаешь меня извѣстить тебя и о касающемся до меня, и о настоящихъ событіяхъ, и о нечестивѣйшей ереси аріанъ, за которую потерпѣлъ я все это, также о томъ, какой конецъ жизни имѣлъ Арій. Изъ трехъ этихъ требованій два исполнилъ я охотно, и послалъ къ твоему благочестію писанное мною къ монахамъ, потому что изъ этого можешь узнать касающееся и до меня и до ереси.

Писать же о послѣднемъ, то есть, о смерти, долго не рѣшался я, опасаясь, чтобы не подумалъ кто, будто бы насмѣхаюсь надъ смертію человѣка сего. Но поелику, — при бывшемъ у васъ разсужденіи объ ереси, вопросъ остановился на томъ, вступивъ ли въ общеніе съ Церковію, кончилъ жизнь Арій, — повѣствованіемъ о смерти какбы рѣшается этотъ вопросъ: то по необходимости принялъ я на себя трудъ разсказать объ этомъ, разсуждая, что сдѣлать это извѣстнымъ значитъ то-же, что — заставить, наконецъ, молчать охотниковъ до спора.

Ибо, какъ думаю, узнавъ о чудѣ, бывшемъ при смерти, и сами, предлагавшіе прежде вопросы, не осмѣлятся сомнѣваться въ томъ, что богоненавистна аріанская ересь.

2) Меня не было въ Константинополѣ, когда Арій кончилъ жизнь, но былъ тамъ пресвитеръ Макарій, и я слышалъ, чтó имъ было разсказано. Арій, по настоянію Евсевіевыхъ приверженцевъ, призванъ былъ царемъ Константиномъ, и когда явился, Царь спросилъ его: содержитъ ли онъ вѣру вселенской Церкви? Арій поклялся, что вѣруетъ право, и подалъ письменное исповѣданіе вѣры, не сказавъ въ немъ, за что извергнутъ былъ изъ Церкви епископомъ Александромъ, и вмѣстѣ прикрываясь изреченіями Писанія.

Посему, когда клятвенно подтвердилъ, что не держался тѣхъ мыслей, за которыя извергъ его Александръ; тогда Царь отпустилъ его, сказавъ: «Если вѣра твоя правая, то хорошо сдѣлалъ, что поклялся. Если же вѣра твоя нечестива, и ты поклялся, то Богъ по клятвѣ твоей будетъ судить дѣло твое». Когда же, такимъ образомъ, вышелъ онъ отъ Царя, — Евсевіевы приверженцы хотѣли ввести его въ церковь, съ обыкновеннымъ для нихъ насиліемъ.

Но константинопольскій епископъ, блаженной памяти, Александръ, воспротивился этому, говоря, что изобрѣтателя ереси не должно принимать въ общеніе. Наконецъ, Евсевіевы приверженцы стали говорить съ угрозою: «какъ безъ вашего соизволенія сдѣлали мы, что Царь призвалъ его къ себѣ; такъ и на утро, — хотя и не будетъ на это согласія твоего, — Арій будетъ съ нами присутствовать при богослуженіи въ этой церкви».

День же, когда говорили это, былъ субботній.

3) Епископъ Александръ, выслушавъ это и весьма опечалившись, входитъ въ церковь, воздѣваетъ руки къ Богу, заливается слезами, и повергшись на лице свое въ святилищѣ, простертый на полу молится. Съ нимъ былъ и Макарій, вмѣстѣ молился и выслушалъ произносимыя имъ слова. Молитва Епископа заключалась въ этихъ двухъ прошеніяхъ: «Если Арій на утро будетъ съ нами при богослуженіи, то разрѣши меня, раба Твоего, и вмѣстѣ съ нечестивымъ не погуби благочестиваго. А если щадишь Церковь Свою (знаю же, что пощадишь ее)


Святоотеческое наследие -


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке