Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Святоотеческое наследие -
Библiотека твореній святыхъ отцевъ и учителей Церкви и церковныхъ писателей.

[ Главная ] [ Карта сайта ] [ Изслѣдованiя ] [ I-III вѣкъ ] [ IV вѣкъ ] [ V вѣкъ ] [ VI-X вѣкъ ] [ XI-XV вѣкъ ] [ Послѣ XV вѣка ] [ Acta martyrum ] [ E-Mail ]
[ Указатель ] [ Сборники ] [ А ] [ В ] [ Г ] [ Д ] [ Е ] [ З ] [ И ] [ І ] [ К ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ О ] [ П ] [ Р ] [ С ] [ Т ] [ Ф ] [ Х ] [ Ю ] [ Ѳ ] [ Ссылки ] [ Гостевая книга ] Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г.

Сейчасъ на порталѣ посетителей - 4.

V ВѢКЪ

Свт. Кириллъ Александрiйскiй († 444 г.)
Посланіе къ константинопольскому клиру, смущенному разномысліемъ въ церкви.

Я читалъ запись, которую вы прислали ко мнѣ. Изъ нея узналъ я, что Анастасій пресвитеръ въ своей рѣчи къ вамъ старался показать, что онъ ищетъ единомыслія и мира; онъ говорилъ о мнѣ: «нашъ образъ мыслей такой же, какой и у него въ письмѣ къ монашествующимъ». Но послѣ, уклоняясь къ своему образу мыслей, говорилъ обо мнѣ: «и онъ сказалъ, что святый соборъ не употребилъ слова: Богородица».

Но мною было написано такъ: соборъ, если и не употребилъ слова Богородица, поступилъ весьма хорошо, потому что въ его время не было такихъ, какія нынѣ, смутъ, a потому не было никакой надобности выставлять на видъ то, что не требовало изслѣдованія. Соборъ, если вникнуть въ сущность его мыслей, признавалъ, что Святая Дѣва Марія есть Богородица; потому что говоритъ, что рожденный отъ Отца, Тотъ, которымъ все получило бытіе, воплотился, вочеловѣчился, страдалъ, воскресъ изъ мертвыхъ, возшелъ на небеса и придетъ судить живыхъ и мертвыхъ; а не говоритъ, что Слово, родившееся отъ естества Отца, умерло или прободено копіемъ въ ребро.

Какое есть ребро, скажи мнѣ, у Того, кто безтѣлесенъ? какъ бы умерла жизнь? Но Слово, соединивъ Себя съ плотію, когда она подверглась страданію, усвояетъ себѣ страданіе, потому что страдаетъ Его собственное тѣло. Ложно мудрствуютъ и заблуждаютъ тѣ, которые говорятъ иначе.

Что они прельщаются и въ своемъ сердцѣ носятъ ядъ зловѣрія, можно видѣть изъ слѣдующаго. Къ мученику, діакону Вуфѣ, который заботливо принимаетъ участіе въ дѣлахъ церковныхъ, они написали два посланія: одно сочинено Фотіемъ, или кѣмъ другимъ, противъ моего письма къ монашествующимъ; а другое, составляющее небольшую тетрадь, имѣетъ странное заглавіе, въ такихъ словахъ: «противъ тѣхъ, которые въ ученіи о соединеніи естествъ (во Христѣ)

или уничижаютъ божество Единороднаго, или боготворятъ человѣчество». Въ предисловіи дѣлается нападеніе на хуленія еретическія, которыя выставлены очень рѣзкими; потомъ старается сочинитель доказать, что страданія терпѣло тѣло, а не Слово Богъ, такъ какъ, по его словамъ, нѣкоторые говорятъ, что непричастное страданіямъ Слово божественное страдало.

Но никто не доходилъ еще до такого безразсудства. Святый соборъ, какъ я часто уже говорилъ, сказалъ, что страдало само Слово — Тотъ, которымъ все получило бытіе, но страдалъ плотію, по Писанію. Говорится, что само Слово страдало, когда страдало тѣло Его, также какъ говоримъ о человѣкѣ, что страдаетъ душа его, когда страдаетъ только ея тѣло, потому что она, по своему естеству, не подвержена страданіямъ.

И какъ скрытая мысль ихъ — допустить двухъ Христовъ и двухъ Сыновъ, изъ которыхъ одинъ есть только человѣкъ, а другой есть только Богъ, и допускать соединеніе только лицъ (а не естествъ): то отъ этого они такъ и цвѣтисты на словахъ, такъ искусны непщевати вины о грѣсѣхъ, какъ говоритъ писаніе (Псал. 140, 4). Когда вамъ случится говорить съ ними, то скажите имъ: не хорошо вы дѣлаете, что заставляете нѣкоторыхъ своимъ пустословіемъ смущать вашего епископа, и своимъ благопріятствомъ и одобреніемъ дѣлаете ихъ орудіемъ своей злобы.

Но не въ этомъ кроется причина скорби; вашъ епископъ не противъ этого возстаетъ. Печалитъ всѣхъ епископовъ, восточныхъ и западныхъ, то, что возникло ученіе о Христѣ, не только неправое, но извращенное. Для уличенія этого достаточно указать на то, что содержится въ бесѣдахъ Несторія и чего никто никогда еще не говорилъ въ церквахъ.

Ученіе это таково: Несторій говоритъ: «любовь народа ко мнѣ я измѣряю не кликами его, но его усердіемъ къ ученію, тѣмъ, какъ онъ мыслитъ о божествѣ и человѣчествѣ Господа». Чрезъ нѣсколько словъ, читаемъ: «внимательно наблюдая за народомъ, вижу, что онъ имѣетъ и глубокое благоговѣніе и теплоту благочестія; но въ богопознаніи онъ полонъ неточныхъ понятій.


Святоотеческое наследие -


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке