Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Святоотеческое наследие -
Библiотека твореній святыхъ отцевъ и учителей Церкви и церковныхъ писателей.

[ Главная ] [ Карта сайта ] [ Изслѣдованiя ] [ I-III вѣкъ ] [ IV вѣкъ ] [ V вѣкъ ] [ VI-X вѣкъ ] [ XI-XV вѣкъ ] [ Послѣ XV вѣка ] [ Acta martyrum ] [ E-Mail ]
[ Указатель ] [ Сборники ] [ А ] [ В ] [ Г ] [ Д ] [ Е ] [ З ] [ И ] [ І ] [ К ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ О ] [ П ] [ Р ] [ С ] [ Т ] [ Ф ] [ Х ] [ Ю ] [ Ѳ ] [ Ссылки ] [ Гостевая книга ] Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г.

Сейчасъ на порталѣ посетителей - 4.

V ВѢКЪ

Свт. Проклъ Константинопольскій († 446 г.)
Слово во Святый и Великiй Четвертокъ..

Насталъ торжественный день святыхъ Таинствъ. Возсіялъ вечеръ, свѣтлѣйшій всякаго дня. Ибо что въ настоящій вечеръ не было исполнено ужаса и удивленія? Господь вечерялъ съ рабами; отверзъ имъ рай таинствъ; далъ имъ въ пищу плоть безгрѣшную; предложилъ питіе, очищающее грѣхи; въ образѣ раба умылъ ученикамъ ноги, чтобы ободрить ихъ къ теченію; подалъ хлѣбъ, указуя предателя; облобызалъ недостойнаго, чтобы отнять благодать отъ нечестиваго [1]; пошелъ на страданiя, показывая тѣмъ, что Онъ страждетъ не невольно.

Ибо кто бы могъ взять Его, если бы Онъ самъ того не восхотѣлъ? – Его, Который словомъ укрощалъ море, велѣнiемъ утишалъ вѣтры, воздвигалъ смердящихъ мертвецовъ изъ гробовъ, Которому, какъ Господу, поклонялись и бѣсы, – если бы не самъ Онъ, какъ человѣколюбецъ, восхотѣлъ подъять страданіе не тѣмъ, что Онъ былъ, но тѣмъ, чѣмъ Онъ содѣлался?

– Но Его берутъ – и Онъ терпитъ; потому что Онъ пришелъ не судить, но спасти міръ; и лобзаніе было знакомъ предательства. Посему-то Онъ приступившему предателю говоритъ: Іудо (ибо ты исполненъ яда – ἰοῦ γέμεις) Іудо, лобзаніемъ ли Сына человѣческаго предаеши (Лук. 22, 48)?

Такимъ именемъ Онъ ударяетъ въ двери его совѣсти, желая возбудить его, глубоко усыпленнаго сребролюбіемъ. Какъ бы такъ говорилъ ему Господь: Я избралъ тебя въ Апостола, какъ же ты превратился въ предателя? Іуда, ты жаждешь денегъ? – но ты богаче всѣхъ царей. Демоны не страшатся царей, но твоего слова они трепещутъ, какъ бѣглые рабы.

Богатыхъ снѣдаютъ болѣзни, но твоя и тѣнь прогоняетъ всѣ злостраданія. Для сребролюбивыхъ сокровище – злато, вамъ же уготовано небесное наслѣдіе. Если ты корыстолюбивъ, то уже теряешь власть надъ болѣзнями: ибо душа не можетъ совмѣщать въ себѣ тину сребролюбiя и мѵро человѣколюбія.

Нѣтъ ничего, братія, пагубнѣе сребролюбія; оно вооружаетъ кровныхъ другъ противъ друга, низвращаетъ естество, возбуждаетъ къ тиранству, испровергаетъ стѣны, равняетъ съ землею города, превращаетъ уставы природы, и кратко сказать, – оно вторглось въ ликъ Апостоловъ и дерзнуло продать Неоцѣненнаго. И такъ сребролюбіе естъ причина всѣхъ золъ.

Посему-то Христосъ и Богъ нашъ чрезъ Пророковъ укорялъ и говорилъ: овца возъярилась на пастыря. Поистиннѣ, корень всѣмъ злымъ сребролюбiе есть (1 Тим. 6, 10). Почему и Пророкъ Захарія говорилъ какъ бы отъ лица Господня: и реку къ нимъ, – то есть, къ неблагодарному народу, – аще добро предъ вами есть, дадите мзду мою, или отрецытеся (Зах. 11, 13).

Но какая можетъ быть назначена мзда за Того, Кого продать нельзя? Какая цѣна за Того, Кто выше всякой цѣны? Какъ можно продать Того, Кто превосходитъ всякое оцѣниваніе? И поставиша, сказано, мзду мою тридесять сребренникъ (Зах. 11, 13). Какое, о Iуда, ясное предсказаніе того, какъ ты разсвирѣпелъ до такой ненасытности!

Въ то время, когда благочестивая и боголюбивая жена изливала на вечери мѵро, ты, проникнутый сребролюбіемъ, говорилъ: можаше сіе мѵро продано быти вящше трехъ сотъ пѣнязь, и датися нищымъ (Марк. 14, 5). Но Іоаннъ, сынъ громовъ, весьма ясно изобличилъ нечестивѣйшую твою сребролюбивую мысль, сказавъ: сіе же рече, не яко о нищыхъ печашеся, но яко тать бѣ, и ковчежецъ имѣяше, и вметаемая ношаше (Іоан. 12, 6).


Святоотеческое наследие -


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке