Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Святоотеческое наследие -
Библiотека твореній святыхъ отцевъ и учителей Церкви и церковныхъ писателей.

[ Главная ] [ Карта сайта ] [ Изслѣдованiя ] [ I-III вѣкъ ] [ IV вѣкъ ] [ V вѣкъ ] [ VI-X вѣкъ ] [ XI-XV вѣкъ ] [ Послѣ XV вѣка ] [ Acta martyrum ] [ E-Mail ]
[ Указатель ] [ Сборники ] [ А ] [ В ] [ Г ] [ Д ] [ Е ] [ З ] [ И ] [ І ] [ К ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ О ] [ П ] [ Р ] [ С ] [ Т ] [ Ф ] [ Х ] [ Ю ] [ Ѳ ] [ Ссылки ] [ Гостевая книга ] Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г.

Сейчасъ на порталѣ посетителей - 4.

V ВѢКЪ

Свт. Астерій Амасійскій († ок. 404 г.)
Слово въ похвалу святыхъ верховныхъ Апостоловъ Петра и Павла.

Всѣ эти обычныя и по закону совершаемыя священныя чествованія мучениковъ суть торжественныя празднества и вѣчные памятники доблестно подвизавшихся по Богѣ. На нихъ предстоятели Церквей, когда приступаютъ къ произношенію рѣчей, соизмѣряя свои силы съ величіемъ предметовъ, уже въ предисловіяхъ прибѣгаютъ къ просьбѣ о снисходительности и извиненіи, и говорятъ, что они умаляютъ величіе подвиговъ скудостью рѣчи.

И если они, намѣреваясь восхвалять каждаго (обыкновеннаго) изъ мучениковъ, изнемогаютъ въ похвалахъ и въ слухъ всѣмъ исповѣдуютъ собственное безсиліе; то кѣмъ могу оказаться сегодня я, имѣющій предметомъ для хвалы — наставниковъ мучениковъ, присныхъ и первыхъ учениковъ Христа, отцевъ Церквей, наидостовѣрнѣйшихъ провозвѣстниковъ Евангелія, бесѣдовавшихъ съ Богомъ и принимавшихъ слухомъ своимъ гласъ Божій?

Однакожъ изъ-за того, что слишкомъ возвышенна рѣчь и трудно выполнимо предпріятіе, мы не удовольствуемся коснымъ и бездѣятельнымъ молчаніемъ, подобно трусамъ и непривычнымъ къ морю, которые при одномъ лишь видѣ моря падаютъ духомъ и какъ сначала не рѣшаются вступить на корабль, такъ (и потомъ) ради опыта (хоть) немножко проплыть вдоль береговъ.

Но ввѣривъ предпріятіе самимъ Треблаженнымъ, ради коихъ сошлись мы нынѣ, попытаемся предложить посильное на утѣшеніе другимъ. Знаю, что спросится не столько, сколько подобаетъ тѣмъ, великимъ и дивнымъ, а сколько окажется у нашей скудости. Посему желалъ бы я, чтобы мнѣ дана была сегодня малая доля той благодати, обладая которою оба эти святые, — одинъ въ Іерусалимѣ училъ невѣрующихъ, другой выступилъ въ Аѳинскомъ Ареопагѣ и отвратилъ богобоязненныхъ отъ безбожнаго блужданія, показавъ имъ Христа и возвѣстивъ тайну истиннаго благочестія: такимъ образомъ мы исполнили бы хотя что-нибудь изъ предлежащаго намъ и не оказались бы слишкомъ скудными по сравненію съ чрезмѣрнымъ величіемъ предмета.

Но такъ какъ великіе дары Духа свойственны великимъ, я же недостоинъ обогащаться такими милостями; то предложу вамъ съ готовностію скудость свою, какъ Елисей — овощи съ мукой (4 Цар. 4, 38), дабы не лишиться чести всесторонне представить прекрасное. Но никто изъ васъ, намѣревающихся слушать меня, да не подумаетъ, что я, предпочтя славу людей извѣстныхъ (въ составленіи рѣчей)

, буду слѣдовать законамъ внѣшней (языческой) мудрости; такъ какъ мы не составляемъ льстивой рѣчи искусственнымъ сочиненіемъ, но стремимся представитъ вамъ въ истинномъ видѣ добродѣтель боголюбезныхъ душъ. Посему умолчано будетъ о родѣ, и великая слава отцевъ не обременитъ рѣчи: ибо плоть и кровь не могутъ наслѣдовать Царствія Божія (1 Кор. 15, 50).

И даже не по земному и мірскому будемъ мы чтить гражданъ небесныхъ: но совсѣмъ напротивъ — и безвѣстная жизнь отцевъ, и низкія ремесла, и мнимый порокъ бѣдности — все это будетъ упомянуто въ числѣ похвалъ: такъ какъ слава христіанъ, по нашему Евангелію, есть уничиженіе. И я, просматривая похвальныя рѣчи внѣшнихъ (язычниковъ), сильно не одобряю (ихъ)

; потому что, желая почтить тѣхъ, кого они изберутъ, за неимѣніемъ сказать ничего особенно хорошаго, тщетно прибѣгаютъ къ гробницамъ, напрасно тревожатъ лежащихъ тамъ, берутъ и мертвецовъ для украшенія живыхъ, своимъ обращеніемъ къ усопшимъ сознаваясь въ томъ, что ничего добраго нѣтъ у восхваляемыхъ ими. И сверхъ того, такъ какъ у нихъ уже признано, что происходящіе отъ знаменитыхъ отцевъ непремѣнно и сами хороши и наслѣдуютъ добродѣтелъ, какъ нѣкое природное свойство: то умѣстнымъ считалось (у нихъ)

дѣлать также воспоминаніе и о родителяхъ. Но поелику наслѣдственную передачу рода по большей части извращаетъ различіе занятій (вѣдь и отъ любомудраго бываетъ неразумный и отъ легкомысленнаго — любомудрый), то напрасный трудъ — вспоминать о прадѣдахъ, когда надо показывать, имѣетъ ли то или другое лицо успѣхи въ добродѣтели.


Святоотеческое наследие -


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке