Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Святоотеческое наследие -
Библiотека твореній святыхъ отцевъ и учителей Церкви и церковныхъ писателей.

[ Главная ] [ Карта сайта ] [ Изслѣдованiя ] [ I-III вѣкъ ] [ IV вѣкъ ] [ V вѣкъ ] [ VI-X вѣкъ ] [ XI-XV вѣкъ ] [ Послѣ XV вѣка ] [ Acta martyrum ] [ E-Mail ]
[ Указатель ] [ Сборники ] [ А ] [ В ] [ Г ] [ Д ] [ Е ] [ З ] [ И ] [ І ] [ К ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ О ] [ П ] [ Р ] [ С ] [ Т ] [ Ф ] [ Х ] [ Ю ] [ Ѳ ] [ Ссылки ] [ Гостевая книга ] Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г.

Сейчасъ на порталѣ посетителей - 2.

VI-X ВѢКЪ

Преп. Іоаннъ Дамаскинъ († ок. 780 г.)
Слово душеполезное и досточудное о страстяхъ и добродѣтеляхъ [1].

Да будетъ извѣстно, что человѣкъ сугубъ, т. е. состоитъ изъ души и тѣла; а потому имѣетъ сугубыя чувства и сугубыя добродѣтели оныхъ.

Пять чувствъ душевныхъ, и пять тѣлесныхъ. Душевныя чувства, которыя отъ мудрыхъ называются и силами, суть слѣдующія: умъ, мысль, разумѣніе [2], воображенiе [3] и чувство. Тѣлесныя чувства сіи суть: зрѣніе, слухъ, вкусъ, обоняніе, осязаніе. Посему сугубы и добродѣтели ихъ, сугубы и страсти.

Итакъ всякому человѣку необходимо знать ясно: какія добродѣтели душевныя и какія тѣлесныя, и опять — какія страсти душевныя и какія тѣлесныя.

Душевными добродѣтелями прежде всего мы называемъ главнѣйшія четыре, т. е. мудрость, мужество, цѣломудріе и правду. Отъ сихъ раждаются прочія душевныя добродѣтели: вѣра, надежда, дюбовь, молитва, смиреніе, кротость, долготерпѣніе, незлобіе, благость, безгнѣвіе, божественный разумъ, нераздражительность [4], простота, невозмущаемость, нелицемѣрность, некичливость, негордѣливость, независтливость, правдивость [5], несребролюбивость, сострадательность, мидосердіе, благотвореніе словомъ и дѣломъ [6], неустрашимость, безпечаліе, умиленіе, остыдѣніе, благоговѣніе, желанiе будущихъ благъ, вожделѣніе царствія Божія и желаніе сыноположенія.

Тѣлесныя добродѣтели, паче же орудія добродѣтелей, совершаемыя въ разумѣ и по Богу, безъ всякаго лицемѣрія и человѣкоугодія, руководствующія человѣка къ преуспѣянію въ смиреніи и безстрастіи, суть слѣдующія; воздержаніе, пощеніе, алканіе, жажда, бдѣніе, всенощное стояніе, частое колѣнопреклоненіе, неумовеніе, довольство одною одеждою [7], сухояденіе, позднее и умѣренное употребленіе пищи, питіе — вода, спаніе на землѣ, нищета, нестяжательность, одѣяніе простое и недобротное [8], несамолюбивость, уединеніе, безмолвіе, пребываніе въ келліи, скудость, довольство самымъ необходимымъ, молчаніе, упражненіе въ рукодѣліи, перенесеніе всякаго злостраданія, и всякіе тѣлесные подвиги.

Все это весьма необходимо и полезно, когда тѣло здорово и боримо плотскими страстями, а немощному и при помощи Божіей побѣдившему оныя не столько нужно, сколько святое смиреніе и благодареніе, которое все восполняетъ.

Теперь мы должны сказать о душевныхъ и тѣлесныхъ порокахъ, т. е. страстяхъ. Душевныя страсти сіи суть: забвеніе, лѣность и невѣдѣніе. Отъ сихъ трехъ страстей око души, т. е. умъ помраченный, бываетъ обладаемъ всѣми страстями, которыя суть: нечестіе, неправовѣріе, т. е. всякая ересь, хула, ярость, гнѣвъ, огорченіе, вспыльчивость, ненависть къ ближнимъ, памятозлобіе, злословіе, осужденіе, безразсудная печаль, страхъ, боязнь, спорливость, ревнованіе, зависть, тщеславіе, гордость, лицемѣріе, ложь, невѣріе, корыстолюбіе, любовъ къ вещамъ, пристрастіе, привязанность къ земному, уныніе, мадодушіе, неблагодареніе, роптаніе, надменность, самомнѣніе, высокомѣріе, кичливость, желаніе начальствовать, человѣкоугодіе, лесть, наглость, нечувствіе, ласкательство, пронырство, насмѣшливость, двоедушіе, мысленное согласіе на тѣ грѣхи къ которымъ преклоняется страстная частъ души, и частое размышленіе о нихъ, скитаніе помысловъ, родительница зла — самолюбіе, и корень всѣхъ золъ — сребролюбіе, злонравіе и лукавство.

Тѣлесные страсти и пороки суть слѣдующіе: объяденіе, лакомство [9], наслажденіе, пьянство, тайнояденія, различное сластолюбіе, блудъ, прелюбодѣйство, мужеложство, нечистота, кровосмѣшеніе, дѣторастлѣніе, скотоложтво, грѣховныя похотѣнія и всѣ противоестественыя и постыдныя страсти: воровство, святотатство, разбой, убійство и всякій покой и отрада тѣлесная, особенно если тѣло здраво; чародѣйство, волшебство, птицегаданія, обаянія, любоукрашеніе, суетная утварь, изнѣженность, употребленіе прикрасъ, натираніе лицъ, достойная осужденія праздность, разсѣянность, провожденіе времени въ пустыхъ играхъ [10], пристрасное употребленіе во зло всего пріятнаго въ мірѣ, жизнь плотолюбивая, которая, одебѣлевая умъ, содѣлываетъ его земнымъ и скотскимъ, и никогда не допускаетъ возвысится къ Богу и къ дѣланію добродѣтели.

Корни всѣхъ сихъ страстей, и, такъ сказать, первыя причины оныхъ суть: сластолюбіе, славолюбіе и сребролюбіе, отъ которыхъ происходитъ всякое зло. Но человѣкъ не согрѣшаетъ никакимъ грѣхомъ, если прежде, какъ говоритъ мудрѣйшій изъ подвижниковъ Маркъ, не побѣдятъ его и не возобладаютъ имъ сіи крѣпкіе исполины: забвеніе, лѣность и невѣдѣніе.


Святоотеческое наследие -


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке