Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Святоотеческое наследие -
Библiотека твореній святыхъ отцевъ и учителей Церкви и церковныхъ писателей.

[ Главная ] [ Карта сайта ] [ Изслѣдованiя ] [ I-III вѣкъ ] [ IV вѣкъ ] [ V вѣкъ ] [ VI-X вѣкъ ] [ XI-XV вѣкъ ] [ Послѣ XV вѣка ] [ Acta martyrum ] [ E-Mail ]
[ Указатель ] [ Сборники ] [ А ] [ В ] [ Г ] [ Д ] [ Е ] [ З ] [ И ] [ І ] [ К ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ О ] [ П ] [ Р ] [ С ] [ Т ] [ Ф ] [ Х ] [ Ю ] [ Ѳ ] [ Ссылки ] [ Гостевая книга ] Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г.

Сейчасъ на порталѣ посетителей - 2.

XI-XV ВѢКЪ

Свт. Кириллъ, еп. Туровскiй († 1183 г.)
Слово на антипасху или въ новую недѣлю по Пасхѣ.

Для украшенія праздника церковь требуетъ великаго учителя и мудраго проповѣдника, а мы — нищи словомъ и мутны умомъ, и не имѣемъ огня Святаго Духа на сложеніе душеполезныхъ словесъ. Впрочемъ любви ради сущихъ со мною братій мало нѣчто скажемъ о поновленіи Воскресенія Христова. А вы съ прилежаніемъ послушайте.

Въ минувшую недѣлю Святыя Пасхи было удивленіе для неба и устрашеніе для преисподней, и обновленіе твари, и избавленіе міра, разрушеніе ада и попраніе смерти, воскресеніе мертвыхъ и погубленіе обманчивой власти діавола, спасеніе же человѣческому роду Христовымъ воскресеніемъ; въ минувшую недѣлю обнищалъ ветхій законъ и поработилась суббота, — обогатилась Церковь Христова и воцарился день воскресный.

Въ минувшую недѣлю все перемѣнилось; земля сдѣлалась небомъ, будучи очищена Богомъ отъ бѣсовскихъ сквернъ, и ангелы съ женами раболѣпно служили воскресенію. Обновилась тварь; уже не будутъ называть богами стихій, ни солнца, ни огня, ни источниковъ, ни деревьевъ. Отселѣ адъ уже не принимаетъ въ жертву младенцевъ, закалаемыхъ отцами, и смерть уже не чествуется; ибо прекратилось идолослуженіе, погублено насиліе бѣсовское таинствомъ креста, — и человѣческій родъ не только спасенъ, но и освященъ Христовою кровію.

Ветхій же законъ совсѣмъ обнищалъ, ибо отвержены кровавыя жертвы тельцовъ и козловъ; поелику Христосъ одинъ самого Себя принесъ за всѣхъ въ жертву Отцу. Поэтому прекратилось и празднованіе субботы, а облагодатствованъ ради воскресенія день недѣльный и уже царствуетъ среди дней седмицы, поелику въ оный день Христосъ воскресъ изъ мертвыхъ.

Увѣнчаемъ, братіе, царственный день и принесемъ съ вѣрою честныя дары; дадимъ по силѣ, кто что можетъ; тотъ — милостыню, и незлобіе, и любовь; другой — чистое дѣвство и вѣру и смиреніе нелицемѣрное; иной — пѣніе псалмовъ и ученіе апостольское, и молитву съ воздыханіемъ къ Богу: ибо самъ Господь чрезъ Моисея говоритъ: да не явишися предо Мною тощь (Исх. 34, 20) въ день праздника.

Итакъ принесемъ Богу преждереченныя добродѣтели, да воспріимемъ Божію милость, ибо не лишитъ Онъ добра приходящихъ къ нему съ вѣрою: прославляющія Мя, сказалъ Онъ, прославлю.

Восхвалимъ сію недѣлю новую прекрасную, въ которую празднуемъ поновленіе воскресенія. Сей день не Пасха Господня, но Антипасха называется, ибо Пасха есть обновленіе міра и освобожденіе мертвыхъ изъ ада преисподняго; Аптипасха же есть поновленіе воскресенія, подобно тому какъ въ ветхомъ законѣ Богъ завѣщалъ въ Египтѣ Моисею такъ: «вотъ Я избавляю людей моихъ отъ работы фараоновой, и освобождаю отъ мученія приставниковъ его, дабы ты поновлялъ день спасенія твоего, когда я побѣдилъ враговъ твоихъ, о Израиль!

» Такъ и мы поновляемъ нынѣ праздникъ побѣднаго дня Христова, въ который Онъ содѣлалъ спасеніе всему міру, побѣдилъ начальника власти темныя; посему и хлѣбъ — артосъ отъ пасхи и до сего дня былъ освящаемъ въ церкви, а нынѣ, возносимый іереями, преломляется, подобно опрѣснокамъ, которые были несены по пустыни на главахъ левитовъ, доколѣ перешли Чермное море, и когда уже хлѣбъ сей освященъ былъ Господу и вкушающіе его были здравы и врагамъ страшны.

Израильтяне, избавившись отъ тѣлеснаго рабства, поновляли это событіе, празднуя день опрѣсночный; а мы, будучи спасены Владыкою отъ рабства мысленному фараону діаволу, поновляемъ побѣдоносный противъ враговъ день, и, принимая нынѣ сей священный хлѣбъ, вкушаемъ оный, — также, какъ евреи вкушали хлѣбъ небесный, ангельское брашно, — и хранимъ оный на всякую благую потребу, на здравіе тѣлу и душамъ, на спасеніе и на отгнаніе всякаго недуга.


Святоотеческое наследие -


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке