Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Святоотеческое наследие -
Библiотека твореній святыхъ отцевъ и учителей Церкви и церковныхъ писателей.

[ Главная ] [ Карта сайта ] [ Изслѣдованiя ] [ I-III вѣкъ ] [ IV вѣкъ ] [ V вѣкъ ] [ VI-X вѣкъ ] [ XI-XV вѣкъ ] [ Послѣ XV вѣка ] [ Acta martyrum ] [ E-Mail ]
[ Указатель ] [ Сборники ] [ А ] [ В ] [ Г ] [ Д ] [ Е ] [ З ] [ И ] [ І ] [ К ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ О ] [ П ] [ Р ] [ С ] [ Т ] [ Ф ] [ Х ] [ Ю ] [ Ѳ ] [ Ссылки ] [ Гостевая книга ] Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г.

Сейчасъ на порталѣ посетителей - 4.

V ВѢКЪ

Свт. Епифаній Кипрскій († 403 г.)
Слово на Великую Субботу.

Что это? Отъ, чего нынѣ такое глубокое молчаніе на земли, и такая тишина? — Отъ того глубокое молчаніе, что почиваетъ Царь. Земля стихла отъ страха, потому-что Господь уснулъ плотію, и воскресилъ усопшихъ отъ вѣка. Господь умеръ плотію, и адъ вострепеталъ; уснулъ Господь на краткое время, и возбудилъ отъ вѣка спавшихъ во адѣ.

Гдѣ же теперь, о нечестивые, тѣ шумные и неистовые гласы противъ Христа, кои предъ симъ были слышны? Куда дѣвался народъ, заговоры, спира и дреколіе? Гдѣ цари, священники и судіи достойные осужденія? Гдѣ свѣтильники, мечи и вопли безпорядочные? Куда скрылся неистовствовавшій народъ и безчестная стража?

По-истиннѣ, людіе поучишася тщетнымъ и суетнымъ! Они преткнулись о краеугольный Камень — Христа, но они же и сокрушились; ударились о твердый Камень, и сами разбились; волны ихъ обратились въ пѣну; связали великаго Сампсона, но Онъ, расторгнувъ вѣчные узы, погубилъ иноплеменныхъ и беззаконныхъ; Богъ, солнце, Христосъ зашелъ подъ землю, и оставилъ Іудеевъ во всегдашнемъ мракѣ.

Нынѣ возсіяло спасеніе живущимъ на земли, и находившимся отъ вѣка въ преисподней; нынѣ возсіяло спасеніе міру видимому и невидимому; сугубое днесь пришествіе Христово, сугубое строительство, сугубое человѣколюбіе, сугубое низхожденіе, а вмѣстѣ и снисхожденіе, сугубое посѣщеніе человѣковъ: Богъ приходитъ съ неба на землю, а съ земли въ преисподнюю; врата адовы отверзаются: усопшіе отъ вѣка, радуйтесь, и сѣдящіе во тьмѣ и сѣни смертной, пріимите свѣтъ велій!

Владыка среди рабовъ, Богъ среди мертвыхъ, Жизнь среди смертныхъ; Невинный съ повинными, невечерній Свѣтъ — съ сѣдящими во тьмѣ и сѣни смертнѣй! Среди плѣненныхъ — Освободитель; Сущій превыше небесъ — среди населяющихъ преисподнюю. Христосъ на земли — и мы увѣровали; Христосъ въ числѣ мертвыхъ, — снидемъ и мы съ Нимъ въ преисподнюю, и посмотримъ на совершающіяся тамъ тайны; уразумѣемъ чудеса сокровенныя подъ землею, производимыя сокровеннымъ (Христомъ).

Узнаемъ, какъ и находящимся въ адѣ явилось благовѣстіе. Что же? Ужели Богъ, сошедши во адъ, спасаетъ всѣхъ безъ разбора? Нѣтъ. Онъ и тамъ спасаетъ однихъ увѣровавшихъ. Вчера являлъ Онъ дѣла строительства, а нынѣ — дѣла владычества; вчера дѣла немощи, а нынѣ дѣла всемогущества; вчера дѣла человѣчества, а нынѣ дѣла Божества; вчера Онъ былъ заушаемъ по ланитамъ, а нынѣ сіяніемъ Божества потрясаетъ жилище адское; вчера былъ связуемъ, а нынѣ Самъ связуетъ тиранна неразрѣшимыми узами; вчера былъ осуждаемъ, а нынѣ даруетъ свободу осужденнымъ; вчера надъ Нимъ насмѣхались слуги Пилатовы, а нынѣ, увидѣвъ Его привратники адовы, задрожали отъ страха.

Но выслушай существенную причину страданія Христова; и выслушавъ, воспой, прославь и проповѣдуй великія чудеса Господни; смотри, какъ законъ уступаетъ свое мѣсто благодати, какъ проходятъ образы и исчезаютъ тѣни, какъ солнце наполняетъ вселенную, какъ состарѣлся Ветхій Завѣтъ, и Новый утверждается, какъ древняя мимоидоша, и зацвѣло новое!

Во время страданія Христова въ Сіонѣ было два народа — Іудеи и язычники; два царя — Пилатъ и Иродъ; два Архіерея — Анна и Каіафа; двѣ пасхи совершались — ветхозавѣтная, которой должно было окончиться, и новозавѣтная, которая съ сего времени началась; въ тотъ-же вечеръ двѣ жертвы приносились, потому-что совершилось спасеніе живыхъ и мертвыхъ; Іудеи, связывая агнца для закланія въ жертву, устремляли взоры свои къ тѣни, язычники прибѣгли къ Солнцу правды — Богу; первые, связавъ Христа, пересылали Его одинъ къ другому, а послѣдніе съ готовностію приняли Его; однихъ жертва состояла изъ скотожертвеннаго (

ϰτηνοϑυτον), другихъ — изъ Богоплотнаго (ϑεοσωμον); Іудеи воспоминали исходъ свой изъ Египта; а язычники провозглашали освобожденіе отъ заблужденія. И все гдѣ? Въ Сіонѣ, градѣ Царя великаго, въ коемъ содѣлалъ спасеніе посреди земли, посреди двою животну (Авв. 3, 2)


Святоотеческое наследие -


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке