Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Святоотеческое наследие -
Библiотека твореній святыхъ отцевъ и учителей Церкви и церковныхъ писателей.

[ Главная ] [ Карта сайта ] [ Изслѣдованiя ] [ I-III вѣкъ ] [ IV вѣкъ ] [ V вѣкъ ] [ VI-X вѣкъ ] [ XI-XV вѣкъ ] [ Послѣ XV вѣка ] [ Acta martyrum ] [ E-Mail ]
[ Указатель ] [ Сборники ] [ А ] [ В ] [ Г ] [ Д ] [ Е ] [ З ] [ И ] [ І ] [ К ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ О ] [ П ] [ Р ] [ С ] [ Т ] [ Ф ] [ Х ] [ Ю ] [ Ѳ ] [ Ссылки ] [ Гостевая книга ] Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г.

Сейчасъ на порталѣ посетителей - 2.

VI-X ВѢКЪ

Свт. Софроній Іерусалимскій († ок. 638 г.)
Слово на воздвиженіе честнаго Креста и на святое Воскресеніе

Совершается празднованіе Креста, и есть ли кто, кто не возрадовался бы духомъ? Возвѣщается Воскресеніе, и есть ли кто, кто не возвеселился бы? Вѣдь по-истинѣ, Кресть, бывъ водруженъ на Краніевомъ мѣстѣ и имѣющій на себѣ пригвожденнаго Владыку твари, рукописаніе же на насъ истребилъ (Кол. 2, 14), которое праотецъ Адамъ подписалъ (какъ долговое обязательство)

тѣмъ, что приступилъ Божію заповѣдь — и Крестъ освободилъ насъ отъ узъ грѣховъ и сдѣлалъ то, чтобы мы въ радости ликовали и веселились, на подобіе телятъ, отпущенныхъ съ привязи. Идѣже бо умножися грѣхъ, преизбыточествова благодать (Рим. 5, 20).

Воскресеніе же Христово отмѣнило смертное истлѣніе и отогнало адскій мракъ, и возставило мертвыхъ отъ гробовъ, и, сказать словами пророка, отъяло слезу отъ всякаго лица (Ис. 25, 8), и всякому человѣку даровало по-истинѣ неотъемлемую благодать. Потому что даръ Воскресенія безмѣренъ и не на нѣкое ограниченное число людей простирается его значеніе.

Потому что это былъ Богъ всей твари, Тотъ, Кто въ человѣческой плоти подвергъ Себя въ ней погребенію. Лучше же сказать: совершилъ въ ней Воскресеніе; Кто не вѣдалъ границъ въ подаяніи милостей и Которому чуждо какое-либо лицепріятіе. Потому что Онъ познается какъ истинный Богъ всѣхъ, и на всѣхъ людей Онъ распространилъ даръ спасенія, щадя Свой образъ и обновляя его совершеннымъ образомъ, поелику каждый земной человѣкъ былъ созданъ по образу Божіему.

Наступило памятованіе Креста, и кто изъ людей не пожелаетъ, въ свою очередь, распять себя? Потому что истиннѣйшаго почитателя Христосъ видитъ въ такомъ человѣкѣ, который распялъ себя для міра и кто самыми дѣлами явилъ себя подлиннымъ любителемъ Креста. Совершается праздникъ обновленія Воскресенія, и кто изъ вѣрныхъ не пожелаетъ, со своей стороны, обновить себя, отвергнувъ всякую мертвость, приходящую на основаніи страстей, и облекшись въ нетлѣніе души?

Иное есть смерть души, а иное познается относительно смерти тѣла. Первую поражаетъ грѣхъ, какъ это написалъ первый іерархъ и возглавитель этой священной Іерусалимской каѳедры — Іаковъ, братъ Господень. А вторая производитъ распаденіе элементовъ, изъ которыхъ, по своей природѣ, составляется тѣло.

Конечно, при этомъ происходитъ отдѣленіе отъ тѣла безсмертной души, хотя бы такъ и не представлялось врачамъ, знатокамъ лѣченія только тѣлъ [1], поелику это человѣку, преступившему Божію заповѣдь, было дано Творцемъ въ видѣ явной епитиміи. Крестъ воздвигается на высоту, и есть ли кто, кто таинственно и самъ не возвысится отъ земли?

Потому что туда, куда возвысился Искупитель, туда и искупленный Имъ приходитъ и переселяется, имѣя великое желаніе всегда быть вмѣстѣ со своимъ Спасителемъ и наслаждаться неиждѣваемыми воздаяніями отъ Него. Сегодня предходитъ Воскресеніе, и вселенная радуется предпразднеству. Крестъ заутра явленъ бываетъ, подаетъ дары поклоняющимся ему.

Сегодня владѣетъ Воскресеніе, а завтра наступаеть Крестъ; оно выставляетъ смерть на позоръ, а онъ — являетъ посрамленными полчища бѣсовъ; оно — само собою проповѣдуетъ, что смерть, по-истинѣ, сгинула, а онъ — возвѣщаетъ всѣмъ, что всякое злодѣйство бѣсовъ было упразднено, какъ и умерщвлена вся ихъ скверная и душегубительная энергія (сила дѣйствія)


Святоотеческое наследие -


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке