Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Святоотеческое наследие -
Библiотека твореній святыхъ отцевъ и учителей Церкви и церковныхъ писателей.

[ Главная ] [ Карта сайта ] [ Изслѣдованiя ] [ I-III вѣкъ ] [ IV вѣкъ ] [ V вѣкъ ] [ VI-X вѣкъ ] [ XI-XV вѣкъ ] [ Послѣ XV вѣка ] [ Acta martyrum ] [ E-Mail ]
[ Указатель ] [ Сборники ] [ А ] [ В ] [ Г ] [ Д ] [ Е ] [ З ] [ И ] [ І ] [ К ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ О ] [ П ] [ Р ] [ С ] [ Т ] [ Ф ] [ Х ] [ Ю ] [ Ѳ ] [ Ссылки ] [ Гостевая книга ] Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г.

Сейчасъ на порталѣ посетителей - 2.

VI-X ВѢКЪ

Преп. Симеонъ Метафрастъ († ок. IX в.) [1].
Слово на Плачъ Пресвятыя Богородицы, когда Она объяла, принявъ со креста, Честное Тѣло Господа нашего Іисуса Христа.
(Переводъ и комментаріи архимандрита Амвросія /Погодина/)

Это — то, сладчайшій Іисусе, что образно представили тогда волхвы, пришедшіе изъ Персіи въ Виѳлеемъ, принесли свои дары: не только золото, какъ Царю, и ливанъ — какъ Богу, но и смирну — какъ смертному, родившемуся тогда Тебѣ (Матѳ. 2, 11) [2]. Это — то оружіе, которое имѣло пронзить Мое сердце, какъ предсказалъ Симеонъ (Лук. 2, 35).

Это — тотъ огонь, который Ты пришелъ низвести на землю, какъ это Ты Самъ предсказалъ (Лук. 12, 49). Потому что болѣе жгуче, чѣмъ огонь, для любящаго сердца Матери смерть единороднаго Сына Ея. Въ маломъ, чтобы не оказаться противоположными, даже Мнѣ представляются слова Благовѣщенія Гавріила (Лук. 1, 28-55). Потому что не только сейчасъ Господа нѣтъ со Мною, какъ Онъ Мнѣ возвѣстилъ (Лук. 1, 28)

, но Ты, будучи бездыханнымъ и среди мертвыхъ, озаряеши внутреннія сокровищницы ада, а Я, между тѣмъ, вдыхаю воздухъ и пребываю среди живущихъ. И, однако, Я не понимаю: за какую вину Ты былъ убіенъ? Потому что добродѣтель Твоя, какъ говоритъ Аввакумъ, покрыла небеса (Авв. 3, 3); а нынѣ Ты лежишь не имѣя образа, Ты — Который прекраснѣе, паче (всѣхъ) сыновъ человѣческихъ (Пс. 44, 3)

, и не имѣя славы, будешь преданъ землѣ, Ты — славу Котораго возвѣщаютъ небеса (Пс. 18, 2). И гробница, вырубленная въ камнѣ принимаетъ Тебя, которую, какъ отсѣченную безъ участія человѣческихъ рукъ гору видѣлъ Даніилъ (Дан. 2, 34-35). Безстрастнымъ явилось здѣсь Рождество Твое, какъ и въ Купинѣ Божественное Твое соединеніе съ людьми (Исх. 3, 2-4), и на Іосифѣ (Прекрасномъ)

былъ какъ образъ представленъ злой умыселъ Іудеевъ въ отношеніи Тебя (Быт. 37, 11-28), какъ и подобіе смерти — въ Исаакѣ (Быт. 22, 1-18). Итакъ, остается (неисполненной еще) тайна Твоего Воскресенія, предъявленная въ Іонѣ (Матѳ. 12, 39-40; Лук. 11, 29-30).

Увы, въ камень Ты полагаешься какъ мертвый, Воздвизающій чада Аврааму изъ камней (Матѳ. 3, 9; Лук. 3, 8). Потому что если бы этого не было, то тогда когда, по причинѣ Твоей спасительной Страсти, камни разсѣклись 27, 51), многіе не увѣровали бы имени Твоему. Ты въ жизни не имѣлъ гдѣ главу приклонить, какъ Ты Самъ сказалъ Іудеямъ, которыхъ прикровенно ты уподобилъ лисицамъ (Матѳ. 8, 20; Лук. 9, 58)

, по причинѣ ихъ хитростныхъ замысловъ, — но склонилъ ее, умерши на крестѣ, какъ постланный одръ обрѣтши благоразумную вѣру разбойника. Солнце обидѣло Меня — пусть скажетъ начинатель ей (Пѣсн. 1, 5); зайде бо солнце еще среди полудне — пусть возвѣститъ Іеремія (Іер. 16, 9). Да, чувственное (матеріальное)

солнце облеклось во мракъ, когда духовное Солнце Правды затмилось. И камни раскололись, вмѣстѣ съ которыми, мнѣ представляется, и Мое сердце имѣетъ разорваться. О, святая Плоть, которая чудеснымъ образомъ изъ Моихъ кровей составилась, потому что и древній долгъ имѣлъ быть возмѣщенъ. По этой причинѣ Мнѣ Ты склонилъ небеса, Владыко, и какъ дождь сошелъ на руно (Суд. 6, 37-40; Пс. 71, 6)

, чтобы пойти на смерть, тѣлеса усопшихъ святыхъ воскрешающую (Матѳ. 27, 52-53), а Меня, родившую Тебя, умерщвляющую. Что же это такое, о, возлюбленнѣйшее Мое Чадо? He нанося другъ другу ущерба, взаимно смѣшенными оказались элементы, искони не могущіе быть смѣшенными, и невещественный огнь Божества не опалилъ Мою утробу; а нынѣ иной огонь снѣдаетъ всю Меня внутри и тяжко опаляетъ самое Мое сердце.


Святоотеческое наследие -


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке