Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Святоотеческое наследие -
Библiотека твореній святыхъ отцевъ и учителей Церкви и церковныхъ писателей.

[ Главная ] [ Карта сайта ] [ Изслѣдованiя ] [ I-III вѣкъ ] [ IV вѣкъ ] [ V вѣкъ ] [ VI-X вѣкъ ] [ XI-XV вѣкъ ] [ Послѣ XV вѣка ] [ Acta martyrum ] [ E-Mail ]
[ Указатель ] [ Сборники ] [ А ] [ В ] [ Г ] [ Д ] [ Е ] [ З ] [ И ] [ І ] [ К ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ О ] [ П ] [ Р ] [ С ] [ Т ] [ Ф ] [ Х ] [ Ю ] [ Ѳ ] [ Ссылки ] [ Гостевая книга ] Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г.

Сейчасъ на порталѣ посетителей - 2.

IV ВѢКЪ

Свт. Амфилохій Иконійскій († 395 г.)
Слово на Рождество Великаго Бога и Спасителя нашего Іисуса Христа.

Сей духовный и свѣтлый лугъ, испещренный красотою небесныхъ цвѣтовъ, и благоухающій чистыми Апостольскими вонями, представляетъ образъ Божественнаго рая. Какъ чувственный и неувядаемый тотъ садъ исполненъ былъ нетлѣнными древами, безсмертными плодами и другими превосходными и неисчислимыми красотами: такъ и сіе Богосвѣтлое собраніе священнолѣпной Церкви сіяетъ духовными и неизреченными тайнами, изъ коихъ настоящій святый праздникъ Рождества истиннаго Бога нашего Христа есть для насъ непреоборимая твердыня, непоколебимое основаніе, начало спасенія и преславный вѣнецъ.

Для него древнее было образовательно предречено; чрезъ него новое ясно проповѣдано всей вселенной. Имъ уничтожена сила тлѣнія, и прекращено гибельное поклоненіе демонамъ. Имъ умерщвлены страсти человѣческія, и возстановлена жизнь Ангельскаго господства. Имъ отверсто небо, и земля получила Божественное величіе.

Имъ возвращенъ человѣкамъ рай, и упразднено владычество смерти. Имъ разсѣяно демонское обольщеніе, и возвѣщены премудрость Божія и всечистое пришествіе Бога на землю. Ибо не Ходатай, ниже Ангелъ, но Самъ Господь пріидетъ и спасетъ ихъ, говоритъ Пророкъ (Ис. 63, 9). О неизчислимое богатство благовѣстій Божественныхъ!

О неизъяснимое вѣдѣніе таинъ премудрыхъ! О неистощимое сокровище неизреченныхъ даровъ Божіихъ! О неоскудѣвающая благодать промыслительнаго человѣколюбія! Самъ Господь пріидетъ и спасетъ ихъ.

Какимъ же образомъ, Пророкъ Божій, по твоему пророчеству, Господь пріидетъ къ намъ? Въ семъ случаѣ я съ дерзновеніемъ обращаюсь къ тебѣ, принявъ на себя лице тѣхъ древнихъ мужей, которые восхвалили всехвальное торжество пришествія Господа, но которые на самомъ дѣлѣ не видѣли новаго и пречистаго рождества Его отъ Пречистыя Дѣвы, не видѣли ликованія Ангеловъ, не слышали Божественныхъ ихъ гласовъ, коими, оглашая блаженныхъ пастырей, они съ радостію возвѣщали о родившемся Спасителѣ, не зрѣли ни даровъ, принесенныхъ волхвами, ни Божескаго ихъ поклоненія; — принявъ, говорю, на себя лице древнихъ оныхъ мужей, я желаю вопросить тебя объ образѣ предвозвѣщаемаго тобою пришествія.

Ибо пророчество твое дѣйствительно должно было сильно поразить ихъ, и чрезвычайною таинственностію своею привести умъ ихъ въ совершенное недоумѣніе: потому что они не могли и вообразить себѣ, что безсмертный Богъ пріидетъ къ бреннымъ человѣкамъ, Неосязаемый – къ чувственнымъ, Невидимый – къ плотянымъ. Какъ же они думали о пришествіи Бога, и о явленіи Его?

— Однимъ казалось, что Онъ явится такъ, какъ явился прежде Аврааму въ видѣ Ангеловъ; другимъ, какъ явился Моѵсею въ пламени купины; или какъ явился Исаіи и Іезекіилю, окруженный Серафимами и Херувимами: ибо всѣ сіи засвидѣтельствовали, что они видѣли Бога подъ сими различными образами. Итакъ, какой изъ сихъ образовъ болѣе достоинъ того, чтобы въ немъ явился Богъ? — Очевидно, что ни одинъ. Чѣмъ же это подтвердить?

— Другими пророческими словами: посемъ на земли явися, и съ человѣки поживе (Вар. 3, 38). To были свидѣтельства Его явленія, a не обращенія съ людьми; а здѣсь возвѣщается Его обращеніе съ человѣками, a не просто явленіе. Самъ Господь пріидетъ и спасетъ ихъ. О если бы ты, Блаженный, возвѣстилъ намъ, какъ Непричастный образу облекается въ образъ, Непреложный снисходитъ съ небесныхъ высотъ на землю?

На сіе отвѣчаетъ Божественный оный мужъ: образъ Его пришествія вы должны уразумѣть изъ другихъ пророчествъ. Для чего испытываете сіе пророчество болѣе надлежащаго? Или вы не знаете реченнаго, что Дѣва во чревѣ зачнетъ, и родитъ Сына, и нарекутъ имя Ему Еммануилъ, еже естъ сказаемо: съ нами Богъ (Ис. 7, 14; Матѳ. 1, 23)?


Святоотеческое наследие -


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке