Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Святоотеческое наследие -
Библiотека твореній святыхъ отцевъ и учителей Церкви и церковныхъ писателей.

[ Главная ] [ Карта сайта ] [ Изслѣдованiя ] [ I-III вѣкъ ] [ IV вѣкъ ] [ V вѣкъ ] [ VI-X вѣкъ ] [ XI-XV вѣкъ ] [ Послѣ XV вѣка ] [ Acta martyrum ] [ E-Mail ]
[ Указатель ] [ Сборники ] [ А ] [ В ] [ Г ] [ Д ] [ Е ] [ З ] [ И ] [ І ] [ К ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ О ] [ П ] [ Р ] [ С ] [ Т ] [ Ф ] [ Х ] [ Ю ] [ Ѳ ] [ Ссылки ] [ Гостевая книга ] Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г.

Сейчасъ на порталѣ посетителей - 2.

I-III ВѢКЪ

Аристидъ философъ († 150 г.)
Слово о благоразумномъ разбойникѣ [1].

1. О, какъ меня поразило это [2] восклицаніе разбойника и отвѣтъ на него Распятаго! Позволь, слушатель внимательный, не пройти молчаніемъ это таинство: въ немъ содержится чудодѣйственная нѣкая сила. Ибо и само евангельское повѣствованіе говоритъ, что Распятый находился на крестѣ, какъ простой какой-либо смертный, бывъ пригвожденъ къ нему, но бывъ распятъ во исполненіе предсказаній пророковъ, а окрестъ стояла великая толпа іудеевъ, приготовляющихъ смерть Господу.

Ты видишь здѣсь [3] во всеоружіи самую смерть, — облеченнаго въ оружіе воина близъ креста, горькую желчь, приготовленную для питья, подвигшіяся основанія земли, измѣнившіеся законы природы, день, одѣтый мракомъ ночи, раздранную завѣсу храма, раздѣленныя одежды Распятаго и тунику Его, отданную по жребію, небесныя воинства ужасающіяся, потрясенную страхомъ природу вышнихъ и преисподнихъ, исполнившіяся предсказанія пророковъ.

2. Что же Распятый? Вся совершишася нынѣ (Іоан. 19, 30), говоритъ. Мудрый разбойникъ оказался здѣсь мудрѣйшимъ, слыша этотъ спасительный гласъ. Ибо хотя руками распростертыми и ногами пригвожденъ былъ ко кресту, но свободнымъ языкомъ своимъ произвелъ движеніе и произнесъ мольбу: вѣра, хранившаяся въ его сердцѣ, произнеся Его имя, возгласила: помяни мя Господи, егда пріидеши во царствіи Твоемъ (Лук. 23, 42).

На это Распятый отвѣтилъ: днесь со мною будеши въ раи (Лук. 23, 43).

3. По истинѣ дивное и ужасное таинство: ибо отселѣ висѣвшій на крестѣ мгновенно поемлется въ рай — разбойника избирая спутникомъ въ своемъ шествіи Христосъ; одного вводитъ въ рай, другого нѣтъ. Почему такъ сдѣлалось? Этотъ благоразумный разбойникъ не предвосхитилъ ли рай у Владыки рая отъ своего товарища (socio)

, то есть, распятый одесную отъ распятаго ошую? Отнюдь не такъ, но этими немногими словами помяни мя Господи, егда пріидеши во царствіи Твоемъ, — онъ скорѣе получилъ желаемое, чѣмъ попросилъ, ибо рекъ (ему Христосъ): днесь со Мною будеши въ раи. Очевидно, рай невозможно было похитить, по способу разбойниковъ, ибо руки хищниковъ не досягаютъ рая.

4. Нѣтъ, въ Распятомъ разбойникъ позналъ несомнѣнно Бога, и за свое воззваніе вѣры призванъ былъ въ рай, а не самъ восхитилъ его отъ Господа. Итакъ удались нынѣ, признающій Распятаго обыкновеннымъ человѣкомъ бѣднымъ, раздѣленнымъ (divisum) и грѣшнымъ. Ибо если чистый человѣкъ смертной природы другому человѣку смертному же по природѣ никоимъ образомъ не можетъ даровать безсмертія, вѣроятно ли и правдоподобно ли, чтобы тотъ, кто, по своему составу, рожденъ и сотворенъ съ природою поврежденной и испорченной, могъ дать неповрежденность другому существу, равно поврежденному и испорченному?

Равнымъ образомъ могъ ли бы человѣкъ открыть рай, который Богъ закрылъ для самого первозданнаго изъ людей, повелѣвъ херувиму съ пламеннымъ мечемъ охранять входъ его (Быт. 3, 24).

5. Итакъ: какъ вѣруешь о Іисусѣ Христѣ, отверзающемъ рай, ты, слѣпотствующій, очами іудеевъ смотрящій на воплощеніе Еммануила? Если Христосъ кажется тебѣ лишь превосходнѣйшимъ изъ людей, то вотъ этотъ самый Христосъ, по твоему мнѣнію только человѣкъ и притомъ распятый, отверзаетъ рай, становится выше самого Бога, рай затворяющаго, — одинъ и тотъ же, но въ то же время самъ себѣ противоположный.


Святоотеческое наследие -


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке