Поиск

Книги с поиском

От Матфея От Марка От Луки От Иоанна Деяния Псалтирь 40 книг с поиском



Святоотеческое наследие -
Библiотека твореній святыхъ отцевъ и учителей Церкви и церковныхъ писателей.

[ Главная ] [ Карта сайта ] [ Изслѣдованiя ] [ I-III вѣкъ ] [ IV вѣкъ ] [ V вѣкъ ] [ VI-X вѣкъ ] [ XI-XV вѣкъ ] [ Послѣ XV вѣка ] [ Acta martyrum ] [ E-Mail ]
[ Указатель ] [ Сборники ] [ А ] [ В ] [ Г ] [ Д ] [ Е ] [ З ] [ И ] [ І ] [ К ] [ Л ] [ М ] [ Н ] [ О ] [ П ] [ Р ] [ С ] [ Т ] [ Ф ] [ Х ] [ Ю ] [ Ѳ ] [ Ссылки ] [ Гостевая книга ] Сегодня - вторникъ, 6 марта 2007 г.

Сейчасъ на порталѣ посетителей - 2.

IV ВѢКЪ

Свт. Григорій Нисскій († ок. 394 г.)
Слово противъ Арiя и Савеллiя.

1. Отрыгну сердце мое слово благо (Пс. 44, 2), сейчасъ сказалъ псалмопѣвецъ. Сіе-то Слово благо послѣдователи Арія и Ахилла, произнося нечестивѣйшія рѣчи, дерзнули объявить созданіемъ и тварію, и многихъ увлекли въ свое заблужденіе. А савелліане, разсуждая противно симъ, пытаются уничтожить ѵпостась Сына, и полагая, что тотъ же единый Отецъ почтень двумя именами, называютъ Его сыно-отцемъ (

ὑιοπατορα). И то и другое мнѣніе ставятся упомянутыми еретиками какъ бы двѣ западни; а между ними идетъ средній узкій и тѣсный путь вводяй въ животъ (Матѳ. 7, 14), по слову евангельскому. Многіе, уклоняясь отъ одной западни, дѣлаются добычею другой; но ты, кажется, боясь впасть съ которую либо изъ нихъ, бѣжишь и отъ самаго пути истины, думая, что не должно заниматься разсужденіями о Богѣ.

Смотри, чтобы, опасаясь заблужденій той и другой ереси, не подпасть наказанію за недостатокъ благочестія. Самъ Спаситель, ставъ во главѣ истиннаго пути, воскликнулъ говоря: Азъ есмь путь и истина (Іоан. 14, 6); не уклоняйся ни на право, ни на лѣво, дабы не оказаться на которомъ либо изъ (ложныхъ) путей. И еще: Азъ есмь дверь овцамъ; не входяй Мною, но прелазяяй инудѣ, тать есть и разбойникъ (Іоан. 10, 1. 7.)

, и сѣтію уловленный погибнетъ. Итакъ, склоняющіеся своею мыслію къ которому либо изъ сихъ заблужденій, да услышать, что Спаситель нашъ Іисусь Христосъ есть Сынъ Божій, и называется такъ по естеству, а не именуется только Сыномъ, въ несобственномъ смыслѣ сего слова, какѣ мы, будучи тварію; что Онъ не имѣетъ начала, но вѣченъ; почему по самой ѵпостаси Своей Онъ и въ безконечные вѣки будетъ царствовать съ Отцемъ.

2. Но, можетъ быть, кто нибудь скажетъ: все, что безначально, должно быть и нерожденно; какъ же возможно правильно назвать безначальнымъ Сына, самое имя Котораго указываетъ на начало? Ибо Сыномъ Онъ именуется потому, что рожденъ; а что рожденіе заключаетъ понятіе о началѣ, сего никто не отвергнетъ. Итакъ, если Онъ Сынъ, то для насъ ясно, что Онъ получилъ начало при рожденіи.

А быть можетъ Онъ будетъ имѣть и конецъ, скажетъ кто нибудь, разсуждая философски. И апостолъ говоритъ, что Онъ покорится Покоршему Ему всяческая, и предастъ царство Богу и Отцу (1 Кор. 15, 28. 24 ); посему можно думать, что Онъ, какъ не существовавшій прежде рожденія, снова разрѣшится въ небытіе.

Взойди со мною въ твердыню вѣры, дабы не быть увлечену тебѣ обольщеніенъ такихъ разсужденій какъ бы сильнымъ порывомъ вѣтра, подобно тому какъ съ узкой и открытой дороги прахъ сметается вѣтромъ въ пропасти погибели. Если Отецъ всего не рожденъ и вѣченъ, премудръ и всемогущъ, а апостолъ, благовѣствуя вѣру въ Него, всѣмъ проповѣдуетъ, что Христосъ Божія сила и премудрость (1 Кор. 1, 24)

: то какъ осмѣливаются подчинять Его рожденіе времени и признавать не вѣчнымъ и не безначальнымъ? Ибо если рожденіе нашего Спасителя, по мнѣнію нѣкоторыхъ, во времени получило начало: то симъ лишается чести не только Сынъ, но и Отецъ, по слову Сына: ни Мене вѣсте, ни Отца (Іоан. 8, 19); иже не чтитъ Сына, не чтитъ Отца (Іоан. 5, 23)

; одинъ лишается чести какъ не существующій прежде рожденія, а другой какъ не имѣющій прежде бытія Сына ни силы, ни премудрости. Разсуждая же послѣдовательно, они должны придти къ мысли, что Отецъ прежде рожденія Сына не былъ и Богомъ; ибо какой же Онъ Богъ, если не обладалъ силою и премудростію? Если же Священное Писаніе провѣщало намъ, что Онъ есть отъ вѣка Богъ: то должно вѣровать, чго Онъ вѣчно имѣлъ у Себя Премудрость и Силу, то есть, Христа.


Святоотеческое наследие -


Уникальный поиск `по-сути` по православной библиотеке